Эрнст Кшенек на пути к серийной композиции

Darya E. Krapivina

Аннотация


В статье рассмотрены мотивы и эстетические предпосылки, побудившие австрийского композитора
и теоретика Эрнста Кшенека обратиться в своём творчестве к серийному методу композиции. Опираясь
на высказывания самого композитора, его автобиографические заметки и книги, автор статьи стремится
реконструировать логический путь, приведший Кшенека к додекафонии. Будучи поначалу негативно
настроенным к данному виду техники и даже выступив с критикой Шёнберга, композитор постепенно приходит
к мысли об исторической неизбежности серийной композиции и убеждается в радикальной новизне серийного
мышления. Рассматривается влияние на Кшенека различных исторических фигур: Франца Шрекера, Эрнста
Курта, Эдуарда Эрдмана. Важным импульсом для композитора стали работы австрийского писателя и поэта-
сатирика Карла Крауса, чьи мысли о языке оказались созвучны многим крупнейшим музыкантам того времени
(в частности, Шёнбергу). Внимание уделяется точкам соприкосновения додекафонии и неотомистского
учения, составившего основу религиозного мировоззрения Кшенека в 1930-е годы. Раскрываются как внешние
(политическая ситуация, рост тоталитаризма), так и внутренние (вызов композиторскому ремеслу) причины
обращения музыканта к серийности.

Ключевые слова: Эрнст Кшенек, Карл Краус, Арнольд Шёнберг, серийная музыка, неотомизм.


Полный текст:

PDF

Литература


Dzhonston U. Avstriyskiy Renessans [Johnston, William. The Austrian Renaissance]. Translated from the English. Moscow: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy, 2004. 640 p.

Kon Yu. A. Shenberg i «kritika yazyka» [Schoenberg and “Criticism of the Language”]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994. No. 1, pp. 113–117.

Krenik E. Issledovanie o 12-tonovom kontrapunkte [Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique]. Translated from German by E. Kostitsyn. Kiev: Kostitsyn, 1993. 48 p.

Shenberg A. Pis’ma [Schoenberg, Arnold. Letters]. Compiled by Erwin Stein; Translated by V. Schnittke. St. Petersburg: Kompozitor, 2001. 464 p.

Dubinsky G. Krenek’s Conversions: Austrian Nationalism, Political Catholicism, and Twelve-Tone Composition. Repercussions. 1996. Vol. 5. Spring-Fall. No. 1–2, pp. 242–315.

Krenek E. Self-Analysis. New Mexico Quarterly. 1953. Vol. 23. No. 1, pp. 5–57.

Krenek E. A Composer’s Influences. Perspectives of New Music. 1964. Vol. 3. No. 1, pp. 36–41.

Krenek E. Horizons circled: Reflections on My Music. Berkeley: University of California Press, 1974. 167 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.038-043

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.