Об оперной режиссуре современного музыкального театра

Sergei S. Grinev

Аннотация


Статья посвящена проблеме режиссёрского прочтения оперных партитур, а также определению роли режиссёра, дирижёра и композитора в современном оперном театре. Автором рассматриваются исторические предпосылки развития оперной режиссуры и два основных вектора эволюции постановочного процесса: традиционный и новаторский. Определяются параметры, позволяющие представить степень трансформации оперного первоисточника в его сценическом претворении, а именно: временные рамки воспроизведения сюжетной линии, соответствие ремаркам оригинального авторского либретто и соотношение идей композитора и режиссёра-интерпретатора. Автор опирается на выявленные Е. С. Цодоковым четыре типа воплощения оперных постановок – утопический аутентизм, тотальный реализм, музыкально-поэтический символизм, новаторская «режиссёрская опера» – и даёт характеристики, определяющие отношение оперных постановок к каждому из них. Проводится сравнительный анализ трёх постановочных воплощений оперы Дж. Верди «Риголетто» на предмет принадлежности их к обозначенным типам режиссёрского прочтения партитур. Представлены несколько фрагментов спектаклей с разбором их режиссёрской интерпретации и, соответственно, отношения постановок к новаторскому или традиционному подходу воплощения авторского замысла. Делается вывод о значимости новаторского режиссёрского прочтения для современного оперного театра.

Ключевые слова: оперная режиссура, трактовка либретто, опера «Риголетто», типология режиссёрского подхода.


Полный текст:

PDF

Литература


Lemann Kh. T. Postdramaticheskiy teatr [Evolving Post-Dramatic Theatre]. Moscow: ABCdesign, 2013. 312 p.

Pokrovskiy B. A. Vvedenie v opernuyu rezhissuru: uchebnoye posobiye [Introduction into Opera Production: Textbook]. Moscow: GITIS, 88 p.

Tsodokov E. S. Vizualizatsiya opery, ili Tipologiya opernoy rezhissury [Visualization of Opera, or The Typology of Opera Production]. 2009. URL: http://www.operanews.ru/history55.html. (02.02.2017).

Blame C. B. Directed by theatre in the Opera/A musico-examination by the example of the Stuttgart production of Wagner’s “Ring des Nibelungen”. Opera Quarterly. 2009. Volume 25. Issue 3–4, pp. 312.

Bourgeois J. The “Traviata” performance of the century + Verdi opera at La-Scala conducted by Visconti, designed by Denobili, with Callas as Violetta (may 28, 1955). Avant Scene Opera. 1983. Issue 51, pp. 127–135.

Mazalan P. Theater stage design of the 20th century as cultural diplomacy. SGEM: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts Pages. 2016, pp. 407–413.

Sansone V. New forms of lead. An opera to theater. A case study. The Magic Flute of company 1927 and kosky: 2D animation, new digital technologies vintage style. Con A de Animacion. 2017. Issue 7, pp. 108–125.

Shevtsova M. Of “Butterfly” and man + Puccini at the Bastille – Wilson Robert directs Soviero Diana at the Paris – opera. New Theatre Quarterly. 1995. Issue 41, pp. 3–11.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.114-119

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.