Летопись слома времён (Пятая и Шестая симфонии Н. Я. Мясковского)

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Пятая симфония Н. Мясковского явилась для русской музыки наиболее значительным обобщением исключительно многообразной действительности, характерной для первых десятилетий ХХ века. Со всей отчётливостью здесь представлено расслоение на принадлежащее эпохе уходящей и эпохе нарождавшейся, причём с достаточной явственностью намечена направленность эволюционного процесса от старого к новому. Взаимодействие данных сущностей строится по принципу сопоставления, при этом контрасты столь значительны и их так много, что складывается весьма разнородный конгломерат, что дополняется отчётливо поляризованными образными напластованиями. Тем самым можно отметить явную разноречивость облика симфонии, что следует расценивать не композиционно-структурным просчётом, но отражением противоречивости и разлаженности самой жизни того времени. В музыке Мясковского чувствуется пульс эпохи страшных катаклизмов, сотрясавших Россию. Среди хаоса продолжала своё существование жизнь человеческой души, остро реагирующей на происходящее вокруг. Отсюда смятенность умонастроений, сгущённо драматическое восприятие импульсов, исходящих извне. Законченное выражение всё это получило в Шестой симфонии, отобразившей атмосферу рубежа 1910–1920-х годов. Она регистрирует уже не разноречие уходящего и нового, а их открытый конфликт, что порождает качественно иную концепцию: трагический разлом бытия (экспансия революционной стихии – погребение старого мира) и поиск духовной опоры в водовороте исторических катаклизмов. Взятые как целое, Пятая и Шестая симфонии Н. Мясковского, по хронологии их написания (десятилетие 1914–1923) и по затронутой в них проблематике составившие единый монументальный диптих, стали своего рода музыкально-художественной летописью происходившего в России в период коренного перелома её истории.

Ключевые слова: музыка России, симфонии Н. Мясковского, социальные конфликты в музыке. 


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf'ev B. V. O muzyke ХХ veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 200 p.

Gulinskaya Z. K. Nikolay Yakovlevich Myaskovskiy [Nikolai Yakovlevich Myaskovsky]. Moscow: Muzyka, 1985. 191 p.

Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Perspective of the World in the Art of Music of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.

Demchenko A. I. Kontseptsionnyy metod muzykal'no-istoricheskogo analiza [Conceptual Method of Musical and Historical Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2010. 88 p.

Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.

Demchenko A. I. Ob odnoy iz simfoniy N. Ya. Myaskovskogo [About one of the Symphonies by Nikolai Myaskovsky ]. Issledovaniya o russkoy i zarubezhnoy muzyke [Studies in Music in Russia and Other Countries]. Tambov, 2004, pp. 93–106.

Dolinskaya E. B. Kompozitor na voyne i o voyne. Nikolay Myaskovskiy [A Composer in War and about War]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of the Magnitogorsk Conservatory]. 2015. No. 2, pp. 4–10.

Ikonnikov A. A. N. Ya. Myaskovskiy, khudozhnik nashikh dney [Nikolai Myaskovsky, an Artist of our Days]. Moscow: Muzyka, 1966. 424 p.

Neizvestnyy Nikolay Myaskovskiy: vzglyad iz XXI veka [The Unknown Nikolai Myaskovsky: a Perspective from the 21st Century]. Moscow: Kompozitor, 2006. 214 p.

Palagina A. P. Vokal'no-simfonicheskie proizvedeniya N. Ya. Myaskovskogo [The Vocal-Symphonic Works of Nikolai Myaskovsky]. Aktual'nye problemy kul'tury [Topical Issues of Culture]. Issue 14. Orenburg, 2013, pp. 114–121.

Rayskin I. G. “I golos moy negromok…” [“And my voice is quiet...”]. Musicus. 2012. No. 1, pp. 30–36.

Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.

Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.

Steinberg M. The Symphony: A Listener's Guide. Oxford University Press, 1998. 678 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.027-035

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.