Традиции Античности в музыкальном искусстве Возрождения и Классицизма

Galina V. Rybintseva

Аннотация


Стремление создать образ идеального мира, опираясь на возможности разума, сближает три значимых периода истории искусства – Античность, Возрождение, Классицизм. Исторически первую музыкально-теоретическую систему в этих целях разработали древние эллины. В своём стремлении постичь законы благозвучия они опирались на пропорции простых чисел, высшая объективность которых позволила уподобить музыку совершенству звучащего Космоса и его малой копии человека-микрокосма. Таким образом, главным достижением античного музыкального искусства (в теории и на практике) следует считать утверждение совершенных консонансов и диатоники в качестве эталонного образца Гармонии – космической, человеческой, музыкальной.

Становление качественно новой музыкальной теории в период от Возрождения до XVIII века было вызвано творческими устремлениями к созданию образа природы и естественного, то есть аффективного человека. Следуя установленным в искусстве и эстетике Возрождения требованиям подражать Античности и природе, мыслители и мастера музыки разработали новый теоретический базис, в частности, равномерно темперированный строй и учение о терцовом строении аккордов (учение о гармонии). Подобно мыслителям древности, они также опирались на математические закономерности, однако ведущее значение в данном случае имели естественнонаучные – акустические эксперименты. В результате критерием благозвучия для музыки Нового времени стали не только числовые пропорции, но в первую очередь законы акустики и возможности слухового восприятия человека.

Ключевые слова: музыкальная теория, Космос, консонанс, терция, Античность, Возрождение, Классицизм. 


Полный текст:

PDF

Литература


Bychkov Yu. N. Ladovaya sistema Drevney Gretsii: lektsiya po kursu garmonii dlya studentov muzykal’nykh vuzov [The Modal System of Ancient Greece: Lessons of a Harmony Course for Students of Musical Higher Educational Institutions]. Moscow: Moscow State A. G. Schnittke Musical Institute, 2001. 40 p.

Bychkov Yu. N. Ladovyy element: ponyatie i formy: lektsiya po kursu garmonii [The Modal Element: Concept and Forms: Lessons of a Harmony Course]. Moscow: State Gnessins Musical Pedagogical Institute, 1986. 56 p.

Gertsman E. V. Antichnoe muzykal’noe myshlenie [Ancient Greek Musical Thinking]. Leningrad: Muzyka, 1986. 224 p.

Leonardo da Vinci. Kniga o zhivopisi [A Book on Painting]. Istoriya estetiki. Pamyatniki mirovoy esteticheskoy mysli: v 5 t. [History of Aesthetics. Monuments of World Aesthetic Thought: in 5 Volumes]. Volume 1. Moscow, 1962, pp. 539–556.

Tyulin Yu. N. Uchenie o garmonii [Teaching of Harmony]. Moscow: Muzyka, 1966. 224 p.

Kholopov Yu. N., Kirillina L. V., Kyuregyan T. S., Lyzhov G. I., Pospelova R. L., Tsenova V. S. Muzykal’no-teoreticheskie sistemy [Musical Theory Systems]. Moscow: Kompozitor, 2006. 632 p.

Creese D. The Monochord in Ancient Greek Harmonic Science. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 409 p.

Dahlhaus C. Studies on the Origin of Harmonic Tonality. Translated by R. O. Gjerdingen. Princeton University Press, 2014. 406 p.

Loy G. Musimathics: The Mathematical Foundation of Music. Vol. 1. MIT Press, 2011. 504 p.

Mazzola G., Mannone M., Pang Y. Cool Math for Hot Music: A First Introduction to Mathematics for Music Theorists (Computational Music Science). Kindle Edition, 2016. 323 p.

Rehding A. Instruments of Music Theory. Society for Music Theory. 2016. Volume 22. Number 4. URL: http://www.mtosmt.org/issues/issues.php.

Wilkerson D. S. Harmony Explained: Progress Towards A Scientific Theory of Music. Publisher: arXiv, 2012. 74 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.006-012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.