О феноменах формы-схемы, формулы и супер-формулы в произведениях К. Штокхаузена
Аннотация
В статье под творческим методом подразумевается метод композиции как наиболее значимый и притягательный аспект деятельности немецкого композитора-авангардиста. Предметом изучения выступают форм-схемы, формулы различных опусов и, главным образом, супер-формула оперной гепталогии «Свет» как базовые структурные компоненты штокхаузеновских сочинений четырех десятков лет. В результате исследования автор приходит к выводу, что комплементарность различных композиционных подходов позволяет представить структурные категории творческого метода композитора в виде иерархически стройной, единой, неизменяемой системы лишь в отдельных аспектах.
Ключевые слова: музыка ХХ века, западноевропейский авангард, техника композиции, сериализм, форма-схема композицииПолный текст:
PDFЛитература
Kurbatskaya S. Seriynaya muzyka: voprosy istorii, teorii, estetiki. — M.: Sfera, 1996.
Pospelov P., Chaplygina M. Kamennyy angel ili bozhestvennyy rebenok // Medved'. — 1996. — № 1–2. — S. 44–46.
Savenko S. Dyshat' vozdukhom inykh planet // Sovetskaya muzyka. — 1990. — № 10. — S. 58–65.
Tyulina S. Sostoyanie zvukovysotnoy sistemy v sovremennoy zarubezhnoy muzyke (K. Shtokkhauzen, D. Ligeti: 1960–80 gg.): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — M., 1995.
Tsaregradskaya T. Kriticheskiy analiz kompozitsionnykh metodov Buleza, Shtokkhauzena, Bebbita: k probleme sravnitel'nogo analiza muzykal'nogo avangarda 50-kh godov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — Vil'nyus, 1988.
Shtokkhauzen K. Mul'tiformal'naya muzyka / per. S. Savenko // XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki, dokumenty. — M.: Muzyka, 1995. — Vyp. 1. — S. 46–47.
Peters G. Holy Seriousness in the play. Essays on the music of Karl-heinz Stockhausen. — Stockhausen-Stiftung für Music, 2003.
Toop R. Six lectures from the Stockhausen Courses Kürten 2002. — Stockhausen Foundation for Music, 2005.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.