Об отражении времени в произведениях русских композиторов

Natella V. Tchakhvadze

Аннотация


Русская музыка XIX-XX веков экспонирует модель времени-пространства, отличающуюся от утвердившейся в европейском искусстве Нового времени. Аналогичная воссозданной в литературе и живописи (Гоголь, Толстой, А. Волков, Н. Гончарова и др.), она отражает близкое мифопоэтическому восприятие времени. В большинстве музыкальных произведений архитектоническое начало преобладает над процессуальным. Как следствие, художественное время воспринимается как медленнотекущее; возникают картинные образы и образы "остановленного времени".
"Остановленные мгновения" – аналог иконописи, "дверь" (П. Флоренский) в иной мир. Трансформа времени из бегущего в пульсирующее осуществляется русскими композиторами в соответствии с национально-особенным восприятием и переживанием этой координаты картины мира.

Ключевые слова: русская музыка, пространство-время в музыке, медленнотекущее художественное время


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.