Дмитрий Шостакович и Клэр Фишер

Michael Kahr

Аннотация


Американский мульти-инструменталист и композитор Клэр Фишер (р. 1928) на протяжении долгого времени был ведущим представителем линеарного хроматического подхода к гармонии тонального джаза. Все его композиции, импровизации и весьма удачные аранжировки в области поп-музыки для таких исполнителей, как Принц или Чака Хан, характеризуются оригинальным гармоническим решением. Крупные произведения Фишера основываются на различных источниках: джаз, классическая музыка, бразильские жанры.  Среди важных влияний на Фишера музыка русского композитора Дмитрия Шостаковича занимает особое место. Фишер не только открыто декларировал высокую оценку сложных гармоний Шостаковича, но и продемонстрировал исключительную привязанность к одной последовательности из Первой симфонии.
В данной статье исследуется взаимодействие между произведениями Фишера и Шостаковича, раскрывается их удивительное сходство, а также проводятся некоторые параллели между их очевидно различными социокультурными контекстами. Особое внимание направлено на сравнение Первой симфонии Шостаковича с композицией Фишера «Ранние годы», сходство которых продемонстрировано  как на основе музыкальных примеров, так и при сравнительном анализе мелодики и гармонии. 

Ключевые слова:  Шостакович,  Клэр Фишер, джаз, коммерческая музыка, транскультурные трансформации, хроматический линеарные прогрессии, дисфорические состояния


Полный текст:

PDF

Литература


Fischer C. After The Rain. — CFP. — 012201 (2001).

Fischer C. Alone Together – Just Me. Solo Piano Transcriptions / transcribed by Bill Dobbins. — Rottenburg, 1997.

Fischer C. Suite for Cello & String Orchestra. — Rottenburg, 2000.

Guter G. Interview 1a, segment 10 (17:32-21:13) [Electronic resource]. — URL: http://www.csulb.edu/voaha (currently unavailable, accessed and transcribed 22.08.2007).

McPartland M. Marian McPartland’s Piano Jazz with Clare Fischer. — Program 010220 (unreleased recording from a radio show, originally broadcast on 20.2.2001).

Monelle R. The Sense of Music: Semiotic Essays. — Princeton, 2000.

Schostakowitsch D. 1. Symphonie Op. 10: Taschenpartitur / Pocket Score. — Hamburg, n. d.

Sheinberg E. Irony, Satire, Parody and the Grotesque in the Music of Shostakovich: A Theory of Musical Incongruities. — Aldershot, 2000.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.