Расширенный взгляд на музыкальный экзотизм (продолжение, начало в № 6)

Ralph P. Locke

Аннотация


Большинство музыкально-теоретических работ об экзотизме основаны на предположении, что музыкальное произведение воспринимается слушателем как экзотическое, только если оно использует необычные свойства музыкального стиля. Эта парадигма «только экзотического стиля» действенна для инструментальной музыки. В операх и других музыкально-драматических произведениях, место действия которых происходит в экзотических странах, музыка часто воспринимается в контексте «рамок» повествования, которые и формируют эмоциональное восприятие слушателя. Однако существующая музыкально-теоретическая литература об «экзотическом в музыке» склоняется к тому, чтобы ограничивать своё внимание теми немногими сценами и пассажами (в подобных музыкальных произведениях), которые звучат «не по-западному». Наблюдается тенденция не упоминать множество опер и драматических ораторий эпохи барокко, где фигурируют восточные тираны.

Настоящая статья предлагает парадигму «всей музыки в полном контексте», чтобы способствовать осмыслению разнообразия экзотических изображений, которые поразительно многообразны в своём понимании и средствах: 1) «Галантные Индии» (Les Indes galantes)  Рамо, 2) «Балтасар»  (Belshazzar) Генделя, 3). «Кармен» Бизе, 4) «Мадам Баттерфлай» Пуччини. В каждом случае полный объём художественных компонентов – включая музыкальные приёмы, лежащие в рамках, или вне традиционного экзотического языка – обогащает наше понимание того, как разнообразно, сильно может функционировать процесс экзотизма в жанрах, сочетающих музыку с драматическим представлением.

Ключевые слова: «Кармен» (Бизе), «Балтасар» (Гендель), экзотизм, «Галантные Индии» (Рамо), «Мадам Баттерфлай» (Пуччини)


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.