Психоаналитические драйвы в гармонии Александра Скрябина

Kenneth Smith

Аннотация


Автор статьи, представленной недавно на международной конференции «Музыка и эмоции» в Даремском университете (Великобритания), использует психоаналитическую концепцию драйва (влечения) при анализе гармонии. Основываясь на ярко выраженном интересе Александра Скрябина к проблеме желания, что показывает литературное наследие композитора, автор предлагает способы применения этих аспектов к анализу музыкального языка. Скрябин не отделял желание от более глубоко заложенного влечения, близкого по смыслу к фрейдовскому пониманию и, ещё более уточнённому подходу к этому феномену Жака Лакана. При анализе прометеевского аккорда предлагается его интерпретация как множества доминантсептаккордов, генерирующих разнонаправленные импульсы. Они могут оказывать влияние на дальнейшее развёртывание гармонических последовательностей, иногда приводя к более традиционному тональному развитию. В соответствии с теорией психоанализа, они могут переходить от экономии не связанных между собой влечений (драйвов) к более организованному объекту тонального движения.

Ключевые слова: Скрябин, Лакан, драйв, влечение,  желание, прометеевский аккорд


Полный текст:

PDF (English)

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.