Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века
Аннотация
В статье даётся историческая реконструкция процессов вокально-хорового интонирования в итальянском хроматическом мадригале XVI века. Показано, что существовали реальные возможности сочетания чистого (натурального) строя и весьма развитой хроматической шкалы (Лука Маренцио, Карло Джезуальдо, Клаудио Монтеверди). Метод автора статьи заключается в том, что для конкретного хроматического фрагмента составляется особая интервальная партитура (выраженная в центах), на основе которой даются рекомендации по интонированию. Осуществление подобной системы микроинтонирования требует введения четырёх видов полутонов. Их сочетание может образовывать большое количество конкретных хроматических гамм, рассчитанных на красивое звучание натуральных интервалов и аккордов.
Ключевые слова: мадригал, исполнение мадригалов, чистый строй, натуральный строй, темперация, микрохроматика, Джезуальдо, Маренцио
Полный текст:
PDFЛитература
Dubravskaja T. N. Muzyka jepohi Vozrozhdenija. XVI vek // Istorija polifonii. T. 2 B. – M.: Muzyka, 1996.
Kazarjan N. K. O madrigalah Dzhezual'do // Iz istorii zarubezhnoj muzyki. – M.: Muzyka, 1980. – Vyp. 4.
Kazarjan N. K. O principah hromaticheskoj garmonii Dzhezual'do // Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropejskoj muzyki (ot Vozrozhdenija do Romantizma): tr. GMPI im. Gnesinyh. – M., 1978. – Vyp. 40.
Tiftikidi N. F. Ot mazhoro-minora do giperhromatiki // Garmonija: problemy nauki i metodiki. – Rostov n/D, 2002.
Holopov Ju. N. Prakticheskie rekomendacii k opredeleniju lada v starinnoj muzyke // Garmonija: problemy nauki i metodiki. – Rostov n/D, 2002.
Lovinski E. Tonality and atonality in Sixteenthcentury music. – Bercley; Los Angeles, 1961.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.