Оркестровая песня эпохи in de siècle: к вопросу о жанровой и терминологической специфике

Galina A. Denisova

Аннотация


Статья посвящена оркестровой песне периода in de siècle,
в частности, австро-немецкого направления. Жанр орке-
стровой песни до настоящего времени не получил одно-
значного истолкования музыкознанием. Опираясь на иссле-
дования представителей как современного музыкознания
(H. Danuser, E. Kravitt, P. Revers, P. Grifiths, А. Митина), так и
музыкальных критиков XIX – начала ХХ века (A. Reissmann,
H. Kretzschmar, S. von Hausegger), автор рассматривает орке-
стровую песню с двух позиций: жанровой самостоятельности
и терминологической адекватности. Прослеживается процесс
рождения, становления, затем угасания оркестровой песни и
фактического её исчезновения. Наглядно он представлен в
хронологической таблице. После 1890 года оркестровая пес-
ня складывается в самостоятельный жанр, вобравший черты
песенной традиции, а также жанров, находящихся вне песни.
Имеются в виду ария, драматическая сцена, речитатив, а так-
же симфония и её производные. Подчёркивается, что термин
Orchestergesang наиболее точно отражает сложную и много-
значную природу оркестровой песни периода in de siècle.

Ключевые слова: музыка Австрии и Германии, оркестро-
вая песня, Orchestergesang, Orchesterlied, Lied, in de siècle

Полный текст:

PDF

Литература


Bogomolov S. N. Pesni Shuberta kak vysokiy zhanr: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Schubert’s Songs as Works of High Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2000. 150 p.

Vasina-Grossman V. A. Pesnya [Song]. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya [Large Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1969–1978. URL: http://bse.slovaronline. com/%D0%9F/%D0%9F%D0%81/28921-PESNYA.

Devutsky V. E. Kontseptsiya vtoroy simfonii Gustava Malera na peresechenii romanticheskikh i modernistskikh tendentsiy [The Conception of Gustav Mahler’s Second Symphony at the Crossroads between Romantic and Modernist Tendencies]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 176–186.

Mitina A. O. Orkestrovaya pesnya v russkoy muzyke XIX – nachala XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Orchestral Song in Russian Music of the 19th and Beginning of 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 231 p.

Riemann H. Muzykal’nyy slovar’ [Musical Dictionary]. Translated from the 5th German Edition. B. Jurgenson. Moscow, 1901. 1533 p.

Samsonova S. A. Fin de siecle: kul’turologicheskaya definitsiya i khudozhestvennye praktiki: dis. … kand. kul’turologii [Fin de siècle: Culturological Definition and Practitioners in Art: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate Cultural Studies]. Kostroma, 2003. 147 p.

Danuser H. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze. Berlin, 1977. Die Musikforschung. Bärenreiter-Verlag Karl Vötterle GmbH & Co. KG. Kassel, 1977. S. 425–452.

Kravitt E. F. Das Lied – Spiegel der Spätromantik [Übersetzung: The Lied. Mirror of late Romanticism. Yale University Press. 1996]. Georg Olms Verlag: Hildesheim, Zürich, New York, 2004. 389 S.

Kretzschmar H. Das deutsche Lied seit dem Tode Wagners. Berlin, 1897. Die Grenzboten, Jq. 57. Berlin, 1898. S. 529–543.

Leitmeir Ch. Th. Orchesterlieder. Werbeck W. Richard Strauss-Handbuch. Verlag J. B. Metzler: Stuttgart-Weimar, 2014. S. 348–361.

Lied / Norbert Böker-Heil [and other]. Grove G. Dictionary of Music and Musicians. 1980.

Lied / W. Vetter [and other]. Österreichisches Musiklexikon. URL: http://www.musiklexikon.ac.at/ml?frames=yes.

Macdonald H. Berlioz, (Louis-) Hector. Grove G. Dictionary of Music and Musicians. 1980.

Orchesterlied / O. Bie [and other]. Österreichisches Musiklexikon. URL: http://www.musiklexikon.ac.at/ml?frames=yes.

Revers P. Mahlers Lieder: ein musikalischer Werkführer. Verlag C. H. Beck: München, 2000. 132 S.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.106-113

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.