Понятие информации и информационный подход в исследованиях М. Г. Арановского

Sergey P. Polozov

Аннотация


В статье рассматриваются некоторые работы М. Г. Арановского с точки зрения применения им информационного подхода к исследованию музыкального высказывания. В контексте его взгляда на музыку как на способ коммуникации подчёркивается различение синтаксического и семантического аспектов информации, а также рассматриваются термины Арановского «музыкальный язык» и «музыкальное мышление». Кроме того, автор анализирует различные подходы Арановского к определению понятий «информация» вообще и «музыкальная информация», в частности. Особый акцент делается на проблеме «информационного становления» мелодии, в том числе анализируются сходство и различия между информационным подходом Арановского и классической теорией информации.

Ключевые слова: М. Арановский, музыкальная информация, информационный подход


Полный текст:

PDF

Литература


Арановский М. Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. – 1980. – № 10. – С. 99–109. 2. Арановский М. Г. История музыки и тип творческого процесса (к постановке вопроса) // Процессы музыкального творчества: сб. тр. № 140 / РАМ им. Гнесиных. – М., 1997. – Вып 2. – С. 40–52. 3. Арановский М. Г. К изучению музыкальной логики как явления культуры // Методологические проблемы науки и культуры. – Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т, 1979. – Вып. 4: Культура и пути её познания. – С. 140–150. 4. Арановский М. Г. К интонационной теории мотива // Советская музыка. – 1988. – № 6. – С. 72–78. 5. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.: Композитор, 1998. 6. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974. – С. 90–128. 7. Арановский М. Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. – Т. 2. – С. 583–590.

Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974. – С. 252–271. 9. Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1977. – Вып. 15. – С. 55–94. 10. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование. – М.: Музыка, 1991. 11. Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля. – Л.: ЛГИТМиК, 1978. – С. 140–156. 12. Рагс Ю. Н. Эстетика снизу и эстетика сверху – квалитативные пути сближения (исследование). – М.: Научный мир, 1999. 13. Ручьевская Е. А. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание. – Л.: Музыка, 1980. – Вып. 2. – С. 35–53. 14. Урсул А. Д. Информация (методологические аспекты). – М.: Наука, 1971.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.