Микрохроматическое применение теории ладового ритма Б. Яворского в книге С. Протопопова «Элементы строения музыкальной речи»

Anton A. Rovner

Аннотация


Автор обращается к наследию композитора Сергея Протопопова – представителя русского музыкального модернизма начала ХХ века, ученика Болеслава Яворского, его книге «Элементы строения музыкальной речи», посвящённой теории ладового ритма Яворского. Внимание направлено на лады Яворского, образуемые сочетанием разрешений неустойчивых интервалов в устойчивые и представляющие собой основу музыкальной гармонии. В последней главе книги Протопопов рассматривает законы теории Яворского в области микрохроматики. В сопоставлении с неустойчивым тритоном, остальные интервалы, определяемые как «устойчивые», подстраиваются под новые законы соответствующих темпераций. Попытка внедрить теорию Яворского в область микрохроматики является смелым жестом, в духе музыкальной эстетики ряда композиторов и теоретиков начала ХХ века.

Ключевые слова: Протопопов, микрохроматика, лады Яворского, современная музыка, новая музыкальная теория


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.