«Напев. Рассказ. Танго и Пляска» А. Хасаншина: между композицией и импровизацией

Irina V. Loginova

Аннотация


Сочинение башкирского композитора Азамата Хасаншина «Напев. Рассказ. Танго и Пляска» (2014) пред-
ставляет собой камерно-ансамблевый цикл для трёхструнной домры, баяна, балалайки-контрабас и ударных
инструментов. На примере этого произведения в статье рассматриваются используемые выразительные ре-
сурсы домры. Композитор в своём опусе расширяет границы проникновения восточного, ориентального на-
чала (шире – внеевропейского) в музыку для домры. Это выражается через специфическую трактовку тембра
инструмента (например, предусмотрена имитация звучания уда), стилевые и композиционные особенности,
а также внедрение элементов импровизации (так, партия ударных полностью ориентирована на фантазию
исполнителя). Партия домры насыщена мелизматикой, микрохроматическими ходами, сонорными приёма-
ми, дающими колористический эффект. Композитор подчёркивает, что стремится передать праэтническую
сущность домры как музыкального орудия вне определённого культурного, национального контекста. Кон-
цепция сочинения, как её формулирует сам Азамат Хасаншин, – слияние с Абсолютом – достигается посред-
ством акта коллективного исполнения. Импровизационный акт сотворчества призван воплотить атмосферу
мистики, культа, присущую процессу приобщения к Абсолюту. Композитор углубляет сферу инструменталь-
ной медитации. Части цикла являются репрезентантами полярных состояний бытия – медитации и пляски.
По замыслу автора, они тесно переплетаются между собой, проникают друг в друга. Произведение Азамата
Хасаншина расширяет возможности синтеза различных стилевых направлений в музыке для домры.

Ключевые слова: Азамат Хасаншин, музыка для домры, импровизация, музыкальный ориентализм, стиле-
вой плюрализм.


Полный текст:

PDF

Литература


Grines O. V. Prem’era «V proektsii» G. S. Zaytseva glazami interpretatora [The Premiere of “Projection” by G. S. Zaytsev through the Eyes of the Interpreter]. Problemy sovremennoy muzyki: sb. mat. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Issues of Contemporary Music: Compilation of Materials of the International Scholarly- Practical Conference]. Ed. by V. Morozova. Perm, 2012, pp. 195–204.

Zheltirova A. A. Muzyka dlya russkoy domry: stadii evolyutsii i stilevye tendentsii: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Music for the Russian Domra: Stages of Evolution and Stylistic Tendencies: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Orenburg, 2009. 200 p.

Kuznetsova M. V. Dzhachinto Shel’si i Avet Terteryan: grani odnoy temy [Giacinto Scelsi and Avet Terterian: the Boundaries of One Theme]. URL: http: //www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/ MuzForum2k10/Kuznetsova.pdf (21.03.2016).

Teoriya sovremennoy kompozitsii: uchebnoe posobie [The Theory of Contemporary Composition: a Textbook]. Edited by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2007. 624 p.

Khazrat Inayyat Khan. Mistitsizm zvuka [Hazrat Inayat Khan. The Mysticism of Sound]. URL: http: // www.e-reading.club/chapter.php/61409/40/Han_-_ Misticizm_zvuka.html (13.10.2016).

Shcheglina A. Blagosloven tvoy trud, uchitel’. K yubileyu N. I. Lips [Blessed be Your Work, O Teacher. Towards the Anniversary of N. I. Lips]. Narodnik [Populist]. 2007, No. 4 (60), pp. 35–39.

Greve Martin. Writing against Europe: On the Necessary Decline of Ethnomusicology. Ethnomusicology Translations. 2016, No. 3, pp. 1–13. URL: https://scholarworks.iu.edu/journals/index.php/ emt/article/view/22461 (27.08.2016).

Lewis George E. Critical Responses to “Theorizing Improvizaion (Musically)”. Music Theory Online. Volume 19, Number 2. June 2013. URL: http:// mtosmt.org/issues/mto.13.19.2/mto.13.19.2.lewis.html (02.09.2016).

Yob Iris M. Why is Music a Language of Spirituality? Philosophy of Music Education Review. Fall 2010. Vol. 18, No. 2, pp. 145–151. Published by: Indiana University Press Stable. URL: http://www.jstor.org/stable/10.2979/pme.2010.18.2.145 (31.08.2016).




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.085-089

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.