Ричеркар, ричеркарность, тонально устойчивая фуга

Boris D. Napreyev

Аннотация


Новаторские тенденции европейской музыки XVII столетия ярко проявились в инструментальном ричеркаре,
который сформировал ричеркарность – комплекс признаков ричеркара, обеспеченный богатством контрапун-
ктической техники. Он стал не только важным формообразующим фактором, но и носителем содержательно-
сти в инструментальной музыке. Появление ричеркара и завоевание им передовых позиций в XVII веке созда-
ло основания для развития ряда инструментальных жанров, среди которых особый интерес представляет фуга.
Существует точка зрения, что ричеркар – это предшественник фуги. В статье выдвигается гипотеза о том,
что не ричеркар является предшественником фуги, а фуга становится последовательницей ричеркара. Такая
перестановка в паре «причина-следствие» порождает важный вопрос: где граница между ричеркаром и фугой
и чем она обеспечена?
Анализ многих ричеркаров позволяет найти эту границу и определить основную причину её появления:
становление тональной системы. Она обострила важность высотных отношений между различными разделами
формы и, постепенно заменяя традиционные ладо-гиполадовые отношения на тонико-доминантовые, создала
условия для появления тональных контрастов – новых и весьма эффективных – в вопросах формообразования.
Фуга XVII века, восприняв технический потенциал ричеркара и воспользовавшись силой тональных кон-
трастов, открыла новую страницу в истории музыки.

Ключевые слова: ричеркар, ричеркарность, мотет, месса, ладовая система, лад – гиполад, тональная систе-
ма, тональный план, фуга.


Полный текст:

PDF

Литература


Bussler L. Strogiy stil’: uchebnik prostogo i slozhnogo kontrapunkta, imitatsii, fugi i kanona v tserkovnykh ladakh [The Strict Style: Textbook of Simple and Complex Counterpoint, Imitation, Fugue and Canon in Church Modes]. Translated from the German by Sergei Taneyev. Third Edition. Moscow: Muzykalnyy sektor, 1925. 191 p.

Drozhzhina M. N., Tonchuk P. O. O statuse fugi v sovremennom muzykoznanii [About the Status of the Fugue in Contemporary Music Scholarship]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2 (19), pp. 28–35.

Dubravskaya T. N. Kompozitsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evoliutsii muzykalnoy formy: final simfonii “Yupiter” [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of Musical Forms: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii vremeni (po materialam mezhdunarodnoy konferentsii) [Mozart in the Motion of Time (on the Materials of the International Conference)]. Moscow: Kompozitor, 2009, pp. 48–59.

Kremlev Yu. A. Intonatsiya i obraz v muzyke: sb. st. [Intonation and Image in Music: Compilation of Articles]. Intonatsiya i muzykalnyy obraz [Intonation and the Musical Image]. Мoscow: Muzyka, 1965. 353 p.

Milka A. P. “Muzykalnoe prinoshenie” I. S. Bakha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“The Musical Offering” by I. S. Bach. Concerning Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 304 p.

Napreyev B. D. O richerkarnosti v fuge C dur “Khorosho temperirovannogo klavira” (tom I) I. S. Bakha [Concerning the Ricercar Qualities in the Fugue in C major from J. S. Bach’s Well-Tempered Clavier Book I]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship]. 2016, No. 1 (22), pp. 13–19.

Petrash A. Zhanry poslerenessansnoy instrumentalnoy muzyki i stanovlenie sonaty i siuity [The Genres of Instrumental Music after the Renaissance and the Formation of Sonatas and Suites]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 14. Leningrad: Muzyka, 1975, pp. 177–201.

Protopopov V. V. Ocherki po istorii instrumentalnykh form XVI – nachala XIX veka [Essays on the History of Instrumental Forms from the 16th to the beginning of the 19th Century]. Мoscow: Muzyka, 1979. 327 p.

Frayonov V. P. Fuga [Fugue]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yu. V. Keldysh. Volume 5. Мoscow, 1981, col. 975–993.

Caldwell, John. Ricercare. The New Grove Dictonary of Music and Musicians. Volume Twenty-one. Second Edition. Volume 21, pp. 325–328.

Essi, Jùrgen. Der Augmentationskanon in BWV 769. Rekonstruktion eines möglichen Kompositionsprozesses [The Augmented Canon in BWV 769. Reconstruction of a Possible Compositional Process]. Bach-Jahbuchr [Bach’s Yearbook]. Hrsg. von Hans-Joachim Schulze und Christoph Wolff. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2014. Jhrg.100. S. 27–43.

Ferraguto, Mark. Beethoven à la Moujik: Russianes and Learned Style in the “Rasumovsky” String Quartets. Journal of the American Musicological Society. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2014. Volume 67, No. 1, pp. 77–123.

Kim, Minji. Significance Effect of the “Stile Antico“ in Hendel’s Oratorios. Early Music. London: Oxford Univ. Press, 2011. Volume 39, No. 4, pp. 563–573.

Melamed, Daniel R. Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther und die Music von Giovanni Pierluigi da Palestrina [Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther and the Music of Giovanni Pierluigi da Palestrina]. Bach-Jahbuchr [ Bach’s Yearbook]. Leipzig: Evangelische Veriagsanstalt, 2012. Jhrg. 98. S. 73–93.

Wilson, Glen. Bach,s “Art of Fugue”: Suggestions for the Last Gar. Early Music. London: Oxford Univ. Press, 2014. Volume 42, No. 2, pp. 249–257.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.013-022

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.