О роли кульминации в колокольных звонах-импровизациях на примере творчества кижского звонаря Алексея Нестерова

Kirill O. Gureyev

Аннотация


Статья посвящена проблемам формообразования в современных колокольных звонах. Любой опытный зво-
нарь, опираясь на сформировавшийся в течение столетий канон, стремится в своих импровизациях к закончен-
ности формы. Наличие одного или нескольких кульминационных эпизодов является обязательным условием
для её создания. Автор статьи определяет выразительные средства, которые применяются звонарями в куль-
минационных эпизодах и тесно взаимосвязаны друг с другом: динамику, метр, ритм, тембр, фактуру, темп и
звуковысотность. Все перечисленные средства тесно взаимосвязаны друг с другом.
На примере творчества известного карельского звонаря Алексея Нестерова рассматривается структура
звона в целом, положение кульминационных эпизодов относительно других частей формы. Автор определяет
соотношение кульминационных эпизодов с точками золотого сечения. Их связь является подтверждением ин-
туитивного чувства формы, которым обладает опытный звонарь-импровизатор.

Ключевые слова: Золотое сечение, импровизация, колокольные звоны, музыкальная кульминация, музы-
кальное формообразование.


Полный текст:

PDF

Литература


Dolzhanskiy A. N. Kul’minatsiya [The Culmination]. Dolzhanskiy A. N. Kratkiy muzykal’nyy slovar’ [Concise Dictionary of Music]. Leningrad: Muzgiz. 1952, p. 165.

Matsievsky I. V. Instrumental’naya muzyka kak fenomen kul’tury [Instrumental Music as a Cultural Phenomenon]. Alma-Ata: Dayk-press, 2007. 520 p.

Smolensky S. V. O kolokol’nom zvone v Rossii [On Bell-Ringing in Russia]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Compiled and translated by A. B. Nikanorov; Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 197–211.

Tosin S. G. Polifunksional’noe kolokol’noe mnogogolosie russkoy traditsii: muzykal’no-fakturnye osobennosti zvonov tryokhgolosnogo tipa [The Poly- Functional Bell Polyphony in the Russian Tradition: The Musical Textural Peculiarities of Bell Ringing of the Three-Voice Type]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 2, pp. 4–8.

Kholopov Yu. N. Kul’minatsiya [The Culmination]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Ed. Yu. V. Keldysh. Volume 3. Moscow, 1976, col. 96–97.

Yareshko A. S. Kanon, improvizasiya i novatorstvo v iskusstve kolokol’nogo zvona [Canon, Improvisation and Innovation in the Art of Bell-Ringing]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Compiled and translated by A. B. Nikanorov; Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 40–54.

Yareshko A. S. Pravoslavnye kolokol’nye zvony v slavyanskom mire: kontseptsiya smysla [Orthodox Christian Bell Ringing in the Slavic World: Conception of Meaning]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 150–154.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.092-098

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.