Перформанс как форма представления музыкально-хореографического искусства второй половины XX века

Elena V. Kiseyeva

Аннотация


Статья посвящена осмыслению перформанса как одной из актуальных форм представления современного му-
зыкально-хореографического искусства. Сформировавшись в художественной культуре 1960-х и впоследствии
став альтернативой традиционному европейскому балетному спектаклю, перформанс вошёл в новейшую исто-
рию музыкального театра как синтетический феномен, функционирующий на грани жанров и видов искусств.
Термин «перформанс» имеет расплывчатое толкование в музыкально-хореографической практике и искусство-
ведческих работах. Неоднозначность интерпретаций и отсутствие единого подхода к данному явлению по-
рождают широкое дискуссионное поле, не ограничивающееся обсуждением лишь художественных аспектов
проблемы. Музыкально-хореографический перформанс в данной статье рассмотрен как «живая», то есть, рож-
дающаяся в процессе исполнения форма представления, где на первый план выходит исследование телесно-
го опыта перформера и особая реакция зрителя, предполагающая, в том числе, воздействие на исполнителя.
В центре внимания автора находятся проблемы создания «телесности» перформанса, его пространственно-вре-
менное решение, формирование звуковой среды.

Ключевые слова: музыкально-хореографическое искусство, перформанс, искусство и действительность.


Полный текст:

PDF

Литература


Babich N. F. Muzyka v plasticheskom teatre rubezha XX–XXI vekov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Music at the Plastic Theater of the Turn of the 20th and 21st Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov on Don, 2012. 27 p.

Kiseyeva E. V. Khudozhestvennoe vremya v postanovkakh tantsa postmodern [Artistic Time in the Productions of Postmodern Dance]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 4, pp. 148–154.

Krom A. E. Evolyutsiya amerikanskogo muzykal’nogo minimalizma v khudozhestvennom kontekste epokhi [The Evolution of American Musical Minimalism in the Artistic Context of the Era]. Aktual’nye problemy vysshego muzykal’nogo obrazovaniya [Relevant Problems of Musical Education]. 2014, No. 1 (31), pp. 3–6.

Petrov V. O. Instrumental’nyy teatr XX veka: voprosy istorii i teorii zhanra [20th Century Instrumental Theater: Questions on the Theory of History and Genre]. Astrakhan: AIPKP Press, 2013. 355 p.

Petrov V.O. Pod znakom performansa [Under the Sign of Theatrical Performance]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2012. No. 2, pp. 123–127.

Teoriya sovremennoy kompozitsii [The Theory of Contemporary Composition]. Edited by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka Press, 2005. 624 p.

Eyzenshteyn S. M. Montazh attraktsionov [Montage of Attractions]. Eyzenshteyn S. Izbrannye proizvedeniya. V 6 t. T. 2: Teoreticheskie issledovaniya i stat’i [Selected Works. V. 2: Theoretical Studies and Articles]. Moscow, 1964. 269–274.

Banes S. Dancing Women: Female Bodies Onstage. London and New York: Routledge, 2013. 296 p.

Cvejic B. Choreographing Problems: Expressive Concepts in Contemporary Dance and Performance. Springer, 2016. 262 p.

International dictionary of modern dance / With a preface by Don McDonagh. Editor Taryn Benbow- Pfalzgraf; Contributing editor Glynis Benbow-Niemier. Detroit; New York; London: St. James Press, 1998. 891 p.

Fischer-Lichte E., Arjomand M., Mosse R. The Routledge Introduction to Theatre and Performance Studies. London and New York: Routledge, 2014. 214 p.

Goldberg R., Madden K., Arthur M., Aubin Ch. Performa 13. Gregory R. Miller & Company, 2015. 384 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.050-055

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.