О стилевых взаимодействиях в фортепианных сонатах Пауля Хиндемита

Ruslan T. Khusainov

Аннотация


Автор статьи рассматривает 3 фортепианные сонаты Пауля Хиндемита, написанные в 1936 году. Даётся краткий обзор сочинений различных жанров, предшествовавших их появлению: произведений для альта, виолончели, скрипки, виолы д’амур и др. Определяются ведущие стилевые приоритеты Хиндемита: неоклассицизм, необарокко, конструктивизм и романтизм. Преломление неоклассицистских принципов находит отражение в Сонате in G. Здесь наблюдается возрождение «лёгкого» жанра сонатины моцарто-гайдновского направления. Актуализация приёмов необарокко, связанных с творчеством И. С. Баха и его современников, особенно ярко проявляется в Сонате in B. Жанровую окраску тем сонатного цикла Хиндемита определяют старинные танцы сицилиана и бурре при усилении линеарного начала. Конструктивизм, берущий за основу и доводящий до универсума полифонические методы, обнаруживается во всех сонатах. Тенденция «машинерии» выводит на первый план ритм, динамику, фактуру, тем самым сводя до минимума мелодическое начало. Сонате in A присущи романтические тенденции, раскрывающиеся на таких функциональных уровнях музыкального текста, как драматургия, композиция, лексика. Немаловажную роль играет в данном опусе и программность. Прослеживаются пути взаимодействия в произведениях различных стилевых признаков. В итоге композитор отказывается от романтической стилистики, которая вытесняется барочной и классической. Они, в свою очередь, синтезируются с авангардными тенденциями.

Ключевые слова: фортепианная соната, Пауль Хиндемит, неоклассицизм, необарокко, конструктивизм, романтизм, стиль в музыке


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovsky M. G. Simfoniya i vremya [The Symphony and Time]. Russkaya muzyka i ХХ vek [Russian Music and the Twentieth Century]. Moscow, 1997, pp. 303–370.

Bat’ N. G. Polifoniya i forma v simfonicheskikh proizvedeniyakh P. Khindemita [Counterpoint and Form in the Orchestral Works of Hindemith]. Paul’ Khindemit. Stat’i i issledovaniya [Paul Hindemith. Articles and Research]. Moscow, 1979, pp. 210–261.

Bobrinskaya E. A. Russkiy avangard: granitsy iskusstva [The Russian Avant-Garde: the Boundaries of Art]. Moscow: New Literary Review, 2006. 304 p.

Bobrovskiy V. P. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Principles of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 320 p.

Varunts V. P. Muzykal’nyy neoklassitsizm: istoricheskie ocherki [Musical Neoclassicism: Historical Essays]. Moscow: Muzyka Press, 1988. 80 p.

Vorobyov I. S. Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920–1930-kh godov [The Russian Avant-Garde and the Work of Alexander Mosolov from the 1920s and 1930s]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006. 324 p.

Gakkel’ L. E. Fortepiannaya muzyka ХХ veka [Twentieth Century Piano Music]. Moscow; Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1976. 294 p.

Grigoryeva G. V. Muzykal’nye formy ХХ veka [Twentieth Century Musical Forms]. Moscow: VLADOS, 2004. 175 p.

Dolinskaya E. B. Fortepiannyy kontsert v russkoy muzyke ХХ stoletiya [The Piano Concerto in Twentieth Century Russian Music]. Moscow: Kompozitor Press, 2005. 560 p.

Zaderatsky V. V. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Issue 2. Moscow: Muzyka Press, 2008. 528 p.

Ikonnikov A. V. Arkhitektura ХХ veka. Utopii i real’nost’: v 2 t. [Twentieth Century Architecture. Utopias and Reality. In 2 Volumes]. Volume 1. Moscow: Progress-traditsiya, 2001. 656 p.

Kohoutek C. Tekhnika kompozitsii v muzyke ХХ veka [Technique of Composition in Twentieth Century Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976. 367 p.

Levaya T. N., Leont’eva O. T. Paul’ Khindemit. Zhizn’ i tvorchestvo [Paul Hindemith. Life and Work]. Moscow: Muzyka Press, 1974. 448 p.

Levaya T. N. Polifoniya v krupnykh formakh Khindemita [Counterpoint in Hindemith’s Large-Scale Forms]. Polifoniya [Counterpoint]. Moscow, 1975, pp. 141–173.

Lobanova M. N. Muzykal’nyy stil’ i zhanr: istoriya i sovremennost’ [Musical Style and Genre: History and Modernity]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1990. 221 p.

Mazel’ L. A. Stroenie muzykal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [The Structure of Musical Works: Tutorial Manual]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka Press, 1979. 536 p.

Meliksetyan S. V. Russkiy muzykal’nyy konstruktivizm: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Russian Musical Constructivism: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 26 p.

Mikhaylov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music]. Moscow: Muzyka Press, 1981. 261 p.

Turchin V. S. Po labirintam avangarda [Through the Mazes of the Avant-Garde]. Moscow: Moscow State University Press, 1993. 248 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.075-082

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.