Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации

Sergei Ya. Vartanov

Аннотация


Цель статьи – показать противоречие в подходах к проблеме знаковой семантики. С одной стороны существует знаковое мышление музыкантов-практиков (композиторов, исполнителей) в индивидуальной концепции, охватывающей целостное сочинение, повышающей его коммуникативное воздействие. С другой стороны – академическое музыкознание, сложившееся на основе приоритета автора и текста, с преобладающим вниманием к его отдельным сторонам и недооценкой эффекта воздействия целого сочинения. Его представители скептически относятся к теории исполнения («там, где есть интерпретация, нет места для теории»). В то же время великие композиторы, дирижёры и пианисты Лист и Рахманинов исходили из того, что именно внутренняя программа сочинения, концепция интерпретации определяет дешифровку знаков текста исполнителем.

В исполнительской интерпретации сочинения семиотические представления претворяются в виде знаков и символов, которые становятся операндами музыкального и предметно-пластического мышления. На примере авторских программных комментариев С. Рахманинова к пяти этюдам-картинам (изложенных в письме к О. Респиги, работавшему над их оркестровкой) показана роль знаковых представлений пианиста в становлении концепции интерпретации. Важным ресурсом в интеграции концепции становится тезаурус исполнителя; осознание интертекстуальных связей позволяет проследить генезис смысловых параллелей – как внутри сочинения, так и в его взаимодействии с миром культуры.

Ключевые слова: фортепианная музыка, фортепианная интерпретация, интеграция концепции, семантика знаков


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovsky M. G. Muzyka i myshlenie [Music and Thinking]. Muzyka kak forma intellektual’noy deyatel’nosti [Music as a Form of Intellectual Activity]. Ed. M. G. Aranovskiy. Moscow, 2009, pp. 6–38.

Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 344 p.

Aranovsky M. G. Myshlenie, yazyk, semantika [Thinking, Language, Semantics]. Problemy muzykal’nogo myshleniya: sb. st. [Issues of Musical Thinking: Compilation of Articles]. Moscow, 1974, pp. 90–125.

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 344 p.

Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The Theory of the Text: a Tutorial Manual]. Moscow: Mir knigi, 1998. 110 p.

Vartanov S. Ya. Kontseptsiya v fortepiannoy interpretatsii: pod znakom F. Lista i S. Rakhmaninova [The Concept in Piano Interpretation: Under the Sign of F. Liszt and S. Rachmaninoff]. Moscow: Kompozitor Press, 2013. 584 p.

Vospominaniya o Rakhmaninove: v 2 t. [Reminiscences of Rachmaninoff: in 2 Volumes]. Compilation, Revision, Commentaries and Preface by Z. Apetyan. Moscow: Muzyka Press, 1974. Volume 2. 576 p.

Iz arkhiva K. N. Igumnova [From the Archive of K. Igumnov]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1946, No. 1, pp. 64–98.

Koptsik V. A. Ot redaktora [From the Editor]. Sinergeticheskaya paradigma. Nelineynoe myshlenie v nauke i iskusstve: sb. nauch. tr. [The Synergetic Paradigm. Nonlinear Thinking in Science and Art: a Compilation of Scholarly Papers]. Edited by V. A. Koptsik; Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. Moscow: Progress-Traditsiya, 2002, pp. 7–15.

Kristeva Yu. Bakhtin, slovo, dialog i roman [Bakhtin: the Word, the Dialogue and the Novel]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French Semiotics: from Structuralism to Post-Structuralism]. Translated from the French, compiled and with an introduction by G. K. Kosikov. Moscow: Progress, 2000, pp. 427–457.

Kurt E. Tonpsikhologiya i muzykal’naya psikhologiya [Tone-Psychology and Music Psychology]. Homo musicus: al’manakh muzykal’noy psikhologii [Homo Musicus: Almanac of Musical Psychology]. Ed. M. S. Starcheus. Moscow, 2001, pp.7–54.

Likhachev D. S. Printsip dopolnitel’nosti v izuchenii literatury [The Principle of Subsidiarity in the Study of Literature]. Likhachev D. S. Ocherki po filosofii khudozhestvennogo tvorchestva [Essays on the Philosophy of Art]. St. Petersburg, 1996, pp. 36–40.

Mal’tsev S. M. Semantika muzykal’nogo znaka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Semantics of the Musical Sign: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1980. 24 p.

Rakhmaninov S. V. Desyat’ kharakterternykh priznakov prekrasnoy fortepiannoy igry [Rachmaninoff, Sergei, Ten Characteristic Features of Artistic Piano Performance]. Rakhmaninov, S. Literaturnoe nasledie: v 3 t. [Rachmaninoff, Sergei, Literary Heritage: in 3 Volumes]. Compiled by Z. Apetyan. Moscow, 1980. Volume 3, pp. 232– 240.

Rakhmaninov S. V. Muzyka dolzhna idti ot serdtsa [Music should Proceed from the Heart]. Ibid. 1978. Volume 1, pp.144–151.

Rakhmaninov S. V. Pis’mo O. Respigi [Letter to Ottorino Respighi]. Ibid. 1980. Volume 2, pp. 270–271.

Feinberg S. E. Pianizm kak iskusstvo [Pianism as an Art]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 516 p.

Shveytser A. I. S. Bakh [Schweitzer A. Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 728 p.

Shmitts A. “Dva printsipa” Betkhovena [Schmitz A. “Two Principles” of Beethoven]. Problemy betkhovenskogo stilya: sb. st. [Issues of Beethoven’s Style: a Compilation of Articles]. Edited by B. Przybyszewski. Moscow, 1932, pp. 127–207.

Shonberg G. Velikie pianisty [Schonberg H. Great Pianists]. Translation by B. Branguleev. Moscow: Agraf, 2003. 416 p.

Fay A. Musikstudien in Deutschland. Berlin, 1882. 204 S.

Turner M., Fauconnier, G. Conceptual integration and formal expression. Metaphor and symbol activity. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum associates, 1995. Volume 10, #3, pp. 183–203.

What Life Means to Einstein. Saturday Evening Post. 1929. 26.10.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.049-057

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.