Семантические процессы в орнаментальном тематизме инструментальных сочинений барокко (на примере бассо-остинатных жанров)

Irina V. Alexeyeva

Аннотация


Статья содержит результаты исследования смысловой организации орнаментального (верхнего) тематического
пласта бассо-остинатных жанров малоизученной и практически не исполняемой инструментальной музыки
конца XVI – начала XVIII века. Фигурационно-мелодический тематизм бассо-остинатных жанров рассматри-
вается как автономный текстовой пласт. С позиций семиотического подхода исследуется феномен смысловых
и структурных модификаций интонационной лексики, наполняющей тематизм верхнего тематического пласта.
Показаны процессы смыслопорождения текста: адаптация лексем в контексте линеарного тематизма; горизон-
тальное и вертикальное взаимодействие лексем; синтез лексем ладомодальной и пластической этимологии,
свёртывание семантической фигуры в лексему и обратный процесс развёртывания. Выявлены универсальные
закономерности «семантизации» и «десемантизации» лексемы в процессе её перевода в семантическую фигу-
ру. Автор приходит к выводам об индивидуализации орнаментального тематизма инструментальных сочине-
ний барокко, образный мир которых характеризует смысловая полифония. Через исследование межтекстовых
и внутритекстовых семантических процессов внутри верхнего тематического пласта бассо-остинато рассма-
тривается процесс формирования инструментального тематизма западноевропейского барокко.

Ключевые слова: интонационная лексика, музыкальная лексема, семантическая фигура, орнаментальный
тематизм, инструментальная музыка западноевропейского барокко, бассо-остинатные жанры


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseyeva I. V. Basso-ostinato i yego rol’ v tekstovoy organizatsii instrumental’noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko [The Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music]. Ufa: Gilem, 2013. 304 c.

Alekseyeva I. V. Ornamental’nye struktury v tematizme sochineniy zapadnoevropeyskogo barokko dlya soliruyushchey skripki [Structures of Embellishment in the Thematism of Western European Baroque Musical Compositions for Solo Violin]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1 (12), pp. 215– 220.

Alekseyeva I. V. Figuratsionno-melodicheskiy tematizm basso-ostinatnykh zhanrov kak tekstovoy i khudozhestvennyy fenomen (na primere organnoy muzyki barokko) [The Embellished Melodic Thematicism of the Genres of Basso Ostinato as a Textual and Artistic Phenomenon (on the Example of Baroque Organ Music)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 2 (3), pp. 48–57.

Byuken E. Geroicheskiy stil’ v opere [Bücken E. The Heroic Style in Opera]. Moscow: Muzgiz, 1936. 183 p.

Gordeyeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal’nogo teksta [The Texts of J. S. Bach’s Clavier Music. The Practice of Musicmaking of the Baroque Era and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publisсhing, Deutschland, 2014. 224 p.

Medushevsky V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [On the Laws and Means of the Artistic Influence of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976. 254 p.

Sitdikova F. B. Funktsii skripki v partiturnoy notatsii ansamblevykh zhanrov barokko [The Functions of the Violin in the Musical Score Notation of the Ensemble Genres of the Baroque Period]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2, pp. 18–26.

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonation Formula as a Phenomenon of Musical Thought]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (7), pp. 18–26.

Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti [The Semantic Processes in the Thematicism of the Sonatas by Domenico Scarlatti]. Ufa, 1998. 68 p.

Shirokova V. O. O prototipakh metricheskoy organizatsii tematizma concherto grosso v muzyke barokko [Concerning the Prototypes of Metric Organization of the Thematicism of the Concerto Grosso in Baroque Music]. Ritm i forma: sb. nauch. tr. [Rhythm and Form: Collection of Scholarly Articles]. St. Petersburg State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2002, pp. 58–97.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.015-023

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.