Национальное и транснациональное в исторической рецепции пасторальных жанров

Alla G. Korobova

Аннотация


В статье исследуется феномен взаимодействия национального и транснационального в истории жанра на
примере пасторали, жанра уникального по долголетию существования (23 века) и разнообразию проявлений
в различных видах искусства, в том числе музыке. Понятия национального и транснационального уточня-
ются автором применительно к предмету изучения. В жанровой сфере музыкальной пасторали предлагается
рассмотреть два контрастных варианта взаимодействия национального и транснационального. Первый свя-
зан с рецепцией итальянского мадригала (камерно-вокальная ветвь пасторали) в Англии конца XVI – нача-
ла XVII вв., когда процессы адаптации инонационального жанра не приводили к его полной ассимиляции
на новой национальной почве. Другой вариант касается музыкально-театральной разновидности жанра: это
пример адаптации итальянской сценической пасторали во Франции, результатом чего стало формирование
собственной национальной модели жанра. Культ эстетизированных пастухов и пастушек в прециозной ли-
тературе, тема «галантных празднеств» в живописи и театре того времени, деятельность светских салонов и
пр. – всё это создавало особую среду, в которой вырабатывалось ставшее одним из основных эстетических
концептов французской культуры понятие «галантности», для которого пасторальность превратилась в из-
любленный материал и форму артифициального воплощения. Не случайно столь своеобразная и репрезен-
тативная жанровая модель – французская галантная пастораль – впоследствии в свою очередь становится
субъектом транснациональных влияний.
Таким образом, рассмотрение диалектики национального и транснационального способно обогатить но-
выми ракурсами жанровое исследование.

Ключевые слова: жанр, национальное, транснациональное, пастораль, мадригал, галантный стиль


Полный текст:

PDF

Литература


Golenishchev-Kutuzov I. N. Romanskie literatury: stat’i i issledovaniya [Golenishchev-Kutuzov I. N. The Literatures in Languages of the Romance Group: Articles and Research Essays]. Moscow: Nauka, 1975. 531 p.

Korobova A. G. Pastoral’ v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra: issledovanie [The Pastoral in the Music of the European Tradition: towards the Theory and History of the Genre: a Study]. Ekaterinburg: Ural State M.P. Mussorgsky Conservatory (Academy), 2007. 656 p.

Kraskovskaya T. V. Kontsept “natsional’noe” v “Letopisi pechati Respubliki Kareliya” (1980–1993) [The Concept of the “National” in the “Chronicles of the Printed Editions of the Republic of Karelia” (1980–1993)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 2 (15), pp. 9–13.

Rolland R. Muzykal’no-istoricheskoe nasledie: v 8 vyp. Vyp. 2: Opera v XVII v. v Italii, Francii, Germanii i Anglii; Gendel’ [Rolland, Romain. Legacy of Music History. In 8 Issues. Issue 2: The Opera in the 17th Century in Italy, France, Germany and England; Handel]. Moscow: Muzyka Press, 1987. 391 p.

Khannanov I. D. Natsional’noe nachalo protiv “natsionalizma”: naskol’ko “absolyutna” nemetskaya muzyka? [The National Aspect vs. “Nationalism”: How “Absolute” is German Music?]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1 (12), pp. 169–170.

Yakimovich A. K. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto. Zapadnoevropeyskaya khudozhestvennaya kul’tura XVIII veka: sb. st. [About the Sources and the Nature of the Art of Watteau. Western European Artistic Culture of the 18th Century: Collection of Articles]. Moscow: Nauka, 1980, pp. 41–78.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.006-014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.