Музыка Александра Немтина и Станислава Крейчи для синтезатора АНС

Anton Rovner

Аннотация


Электронная музыка в России родилась вместе с появлением
синтезатора АНС. Инструмент задумал учёный Евгений Алек-
сандрович Мурзин в 1938 году и построил в 1958-м. Назван
инструмент в честь Александра Николаевича Скрябина. В ходе
сочинения композитор удаляет мастику со стекольной плитки,
а затем проводит плитку через электрическую конструкцию
со светом. Имеется возможность создания чисто сонористиче-
ских сочинений, а также звуковысотной музыки. В 1959 году
синтезатор АНС был помещён в Музей Скрябина в Москве.
Среди композиторов, работавших в электронной студии –
Н. Никольский, А. Волконский, А. Немтин, С. Крейчи, О. Бу-
лошкин, Ш. Каллош, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина
и Э. Артьемьев. Студия закрылась в 1975 году, а синтезатор
был перевезён в Московский университет. В 2005 году АНС
переместили в Московскую консерваторию, затем в Музей
музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Александр Нем-
тин создал несколько сочинений для синтезатора: «Слёзы»,
«Голос», сюиту «Прогнозы», а также аранжировал Хоральную
прелюдию Баха. Станислав Крейчи одним из первых компози-
торов обратился к синтезатору АНС и продолжает писать для
инструмента по сей день. Его первые сочинения 1960-х годов
– «Отголосок Востока», «Интермеццо» и музыка для фильма
«Космос». В 1970–1980-е годы Крейчи сочинял музыку для
театральных постановок. С 1990-х годов он создал целый ряд
изобретательных электронных сочинений, в большинстве из
которых используется звучание синтезатора АНС. Среди них –
«АНСиана», триптих «Океан», «Головы», «Рождение вертика-
ли», «Йешуа и Пилат», «Нехорошая квартира», «Погружение»,
«Размышление», «Исповедь» и др. Синтезатор АНС остаётся
важным артефактом русской музыки ХХ века и постоянным
источником вдохновения для молодых композиторов.

Ключевые слова: синтезатор АНС, электронная музы-
ка, российские композиторы, Александр Немтин, Станислав
Крейчи

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Kreichi S. A., Rovner A. A. ANS prodolzhayet rabotat’ [ANS Continues to Work]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1999, No. 4, pp. 191–195.

Kreichi S. A. Moya ANSiana [My ANSiana]. Muzyka dlya sintezatora [Music for Synthesizer]. 2006, No.1, pp. 24–29.

Kreichi S.A. Istoriya sintezatora ANS [The History of the ANS Synthesizer]. A. N. Skryabin v prostranstvakh kul’tury XX veka [Alexander Scriabin in the Dimensions of 20th Century Culture]. Compiler A. S. Scriabin. Moscow: Kompozitor, 2000, pp. 193–199.

Murzin E.A. ANS – u istokov elektronnoy muzyki. O prirode, zakonomernostyakh esteticheskogo vospriyatiya i putyakh stanovleniya elektronnoy muzyki i tsveta [ANS – at the Sources of Electronic Music. About the Nature, the Natural Laws of Aesthetic Perception and the Paths of Formation of Music of Electronics and Light]. Moscow: Kompozitor, 2008. 340 p.

Kreichi Stanislav. The ANS Synthesizer. Composing on a Photoelectronic Instrument, 1997. Website of the Theremin Center at the Moscow Conservatory. URL: http://www.theremin. ru/archive/ans.htm.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.038-042

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.