Ресайклинг Игоря Стравинского в журнале «Советская музыка» периода 1933–1966 годов

Natalya A. Gorbunova

Аннотация


Репутация Игоря Стравинского в сталинскую эпоху была незавидной,
однако в начале 1960-х произошёл резкий всплеск интереса, связанный с его визитом
в Москву. Эта метаморфоза мнений подготавливалась и формировалась в том числе
средствами печати, в частности – в главном советском музыкальном журнале «Советская
музыка» (с 1992 г. – «Музыкальная академия»). Исследование основано на рецептивной
методологии; контент-анализ материалов 1933–1966 годов показывает, как в условиях
почти полной отстранённости от музыки композитора критики создавали ему репутацию
формалиста и предателя, а также демонстрирует попытку «советизации» облика Стравинского
в период «хрущёвской оттепели». В сталинский период его имя встречается в журнале лишь
эпизодически, при этом он справедливо считается представителем буржуазного искусства.
В начале 1960-х его вновь называют русским композитором и даже пытаются хвалить
музыку, совершенно чуждую советскому стилю. Хотя «советизировать» Стравинского не
удалось, столь резкие трансформации в отношении к нему подчёркивают уникальность
его творческой личности.

Ключевые слова: Игорь Стравинский, журнал «Советская музыка», социалистический
реализм в музыке, рецептивные исследования, контент-анализ


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.156-166

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.