Структура российской музыкальной науки: историческое музыкознание

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Музыкознание – это наука, изучающая музыкальное искусство, его
закономерности и особенности, а также его отношения с другими видами культуры
и с действительностью в целом. Музыкознание (музыковедение) является важнейшей
частью искусствознания – наряду с литературоведением (филологией), искусствоведением
как наукой о пластических искусствах (архитектура, живопись, графика, скульптура и т. п.),
театроведением и киноведением. Оно играет необходимую роль в системе функционирования
музыки – имеются в виду её создание, исполнение и восприятие, обучение музыке
и организация музыкальной жизни, осознание задач музыкального искусства и понимание
путей их осуществления. В российской науке утвердилось разделение на историческое
и теоретическое музыкознание. Разграничение условно, поскольку методы исторического
и теоретического музыкознания редко применяются в чистом виде, и в ходе изучения того
или иного явления естественно их взаимодействие. Тесное взаимодействие совершенно
неизбежно, например, при рассмотрении какого-либо стиля или отдельных жанров и их
совокупности (жанровые системы). Кроме того, существуют области музыкальной науки,
которые невозможно отнести к историческому или теоретическому музыкознанию, поскольку
они находятся на стыке смежных областей знания и современных междисциплинарных
исследований. В статье рассматриваются различные области исторического музыкознания
и их связь с образовательной деятельностью.

Ключевые слова: историческое музыкознание, история музыкознания, структура
музыкальной науки


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.007-021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.