Исполнительское искусство Марии Гай: по страницам отечественной музыкальной критики и мемуаристики

Elena Yu. Andrushchenko, Galina P. Andrievskaya

Аннотация


Важнейшей тенденцией развития оперного театра на рубеже XIX–XX столетий является тяготение к «жизненной правде» – убедительному воссозданию эмоций и душевных переживаний действующих лиц в сопряжении с достоверностью сценических положений и ситуаций. Указанная тенденция обрела полномасштабное воплощение в исполнительской деятельности ряда прославленных музыкантов-интерпретаторов, стремившихся достичь максимальной «правдивости» в собственных трактовках широко известных опер. Наглядное подтверждение сказанному – артистическая биография испанской певицы Марии Гай (меццо-сопрано, 1879–1943). Её исполнительские прочтения ведущих партий в операх Джузеппе Верди, Камиля Сен-Санса, Пьетро Масканьи, Жюля Массне неизменно притягивали к себе внимание ценителей оперного искусства и музыкантов-профессионалов. Кульминацией исполнительской деятельности Марии Гай представляется новаторское толкование партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе, признаваемое ныне эпохальным событием
в истории оперно-сценического искусства ХХ века. Аналитическое рассмотрение публикаций русской музыкальной критики 1900–1920-х годов и мемуарных свидетельств позволяет охарактеризовать некоторые существенные аспекты вышеуказанной интерпретаторской трактовки – исключительное разнообразие темброво-фонической нюансировки вокальной партии, теснейшую взаимосвязь последней с хореографическим рядом соответствующей роли, формирование «пластических контрапунктов» к мизансценам в эпизодах второго плана и др. При этом обнаруживаются параллели между экспериментами Марии Гай и художественными процессами, доминировавшими в легкожанровом музыкальном театре и эстрадном искусстве рубежа XIX–ХХ веков.

Ключевые слова: оперно-сценическое исполнительство рубежа XIX–XX вв., Мария Гай, «Кармен» Бизе, легкожанровый музыкальный театр, эстрадное музыкальное искусство.


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. O. Muzyka XX veka: entsiklopedicheskiy slovar' [20th Century Music: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Praktika, 2010. 855 p.

Andruschenko E. Yu. Sinteziruyuschie tendentsii v myuzikle i rok-opere vtoroy poloviny XX – nachala XXI veka: monografiya [Synthesizing Tendencies in Musical and Rock Opera: The Second Half of the 20th Century and the Early 21st Century: Monograph]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 2018. 152 p.

Vakarin M. A. Teatral'nye vospominaniya [Theatrical Reminiscences]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1949. No. 4, pp. 58–66.

Nikolay Golovanov i ego vremya: materialy i dokumenty: v 2 kn. [Nikolai Golovanov and His Time: Materials and Documents: in 2 Books]. Ed. by O. Zakharova, A. Naumov. Chelyabinsk: Auto Graf, 2017. Book 1. 536 p.

Karatygin V. G. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1965. 352 p.

Klinko T. N. Lyubov' Aleksandrovna Del'mas-Andreeva [Lyubov Alexandrovna Delmas- Andreyeva]. Muzyka i zhizn'. Stati. Ocherki. Materialy [Music and Life. Articles. Essays. Materials]. Leningrad; Moscow, 1973. Issue 2, pp. 215–230.

Lauri-Vol'pi Dzh. Parallel'nye golosa [Parallel Voices]. Moscow: Agraf, 2011. 480 p.

Laschenko S. K. Muzykal'naya zhurnalistika i muzykal'naya kritika [Musical Journalism and Musical Criticism]. Istoriya russkoy muzyki. V 10 t. T. 10B: 1890–1917 gody [History of Russian Music. In 10 Vol. Vol. 10B: 1890–1917]. Ed. by L. Korabelnikova, E. Levashev. Moscow, 2004, pp. 556–630.

Levik S. Yu. Zapiski opernogo pevtsa [Memoirs of an Opera Singer]. The 2nd rev. and suppl. ed. Moscow: Iskusstvo, 1962. 712 p.

Ossovskiy A. V. Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Articles of Musical Criticism]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.170-181

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.