Русская «Википедия» vs «Большая российская энциклопедия»: (ре)конструирование советской музыки в постсоветском интернет-пространстве

Lyubov A. Kupets

Аннотация


В статье рассматривается проблема культурного ресайклинга академической музыки
советского периода. В качестве образцов для анализа выбраны тексты в русскоязычной
версии «Википедии» и «Большой российской энциклопедии», функционирующие
в настоящее время для широкой публики в интернет-пространстве. Сравнительный
анализ статей о музыке и композиторах, живших и творивших в СССР (в том числе,
С. Прокофьеве, Д. Шостаковиче, А. Хачатуряне, Б. Асафьеве, Т. Хренникове, Д. Кабалевском,
И. Дунаевском, Г. Свиридове, С. Губайдулиной. А. Шнитке, и др.) показал ряд закономерностей:
акцентирование маргинальных ранее сфер музыки этого периода (например, «авангардная
музыка», «репрессированная музыка»), подмену или игнорирование эпитета «советское» по
отношению к музыкальным явлениям и композиторам, отсутствие ностальгии по советской
музыкальной культуре в современных рецепциях.

Ключевые слова: советская музыка, культурный ресайклинг, Википедия, Большая
российская энциклопедия, С. Прокофьев, Д. Шостакович.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bukina T. V. Muzykal'naya nauka v Rossii 1920–2000-kh godov (ocherki kul'turnoy istorii) [Musical Scholarship in Russia from the 1920s to the 2000s (Essays on Cultural History)]. St. Petersburg: RKhGA, 2010. 192 p.

Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoy muzyke [The Year 1948 in Soviet Music]. Moscow: Klassika-XXI, 2010. 455 p.

Vorob'ev I. S. Sotsrealisticheskiy «bol'shoy stil'» v sovetskoy muzyke (1930–1950-e gody) [The Socialist-Realistic “Grand Style” in Soviet Music (from the 1930s to the 1950s)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2013. 688 p.

Dobrenko E. Formovka sovetskogo pisatelya. Sotsial'nye i esteticheskie istoki sovetskoy literaturnoy kul'tury [Forming the Soviet Writer. The Social and Aesthetic Sources of Soviet Literary Culture]. St. Petersburg: Аkademicheskiy proekt, 1999. 557 p.

Dobrenko E. A. Formovka sovetskogo chitatelya. Sotsial'nye i esteticheskie predposylki retseptsii sovetskoy literatury [Forming the Soviet Reader: The Social and Aesthetic Prerequisites for the Reception of Soviet Literature]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 1997. 320 p.

Kaluzhskiy M. V. Repressirovannaya muzyka [Repressed Music]. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 56 p.

Nikitina L. D. Simfonii M. Vaynberga [The Symphonies of Mechislav Weinberg]. Moscow: Muzyka, 1972. 209 p.

Raku M. G. Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [The Musical Classics in the Mythmaking of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 717 p.

Savenko S. I. 20 vek: Novye tendentsii. Ranniy avangard [The 20th Century: New Trends. The Early Avant-garde]. Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya [Great Russian Encyclopedia]. URL: https://www.bigenc.ru/music/text/5542190 (23.12.2019).

Ъ-Manulkina O. Vopros o podlinnosti memuarov Shostakovicha ne zakryt [The Question of the Authenticity of Shostakovich’s Memoirs is not Closed]. Kommersant [Kommersant]. No. 95 (04.06.1999), p. 9. URL: https://www.kommersant.ru/doc/219577 (25.12.2019).

Dika V. Recycled Culture in Contemporary Art and Film. The Use of Nostalgia. Cambridge Univ. Press, 2003. 254 р.

Hakobian L. Music of the Soviet Era, 1917–1991. London and New York: Routledge, 2017. 560 p.

Morrison S. The People’s Artist: Prokofiev’s Soviet Years. New York: Oxford University Press, 2009. 520 p.

Russian Music Since 1917: Reappraisal and Rediscovery. Frolova-Walker M. and Zuk P. (eds.). Oxford University Press/British Academy, 2017. 434 p.

Taruskin R. On Russian Music. University of California Press, 2009. 416 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.156-169

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.