Н. Я. Мясковский на страницах журнала «Советская музыка» 1933–1951 годов: контент-анализ

Natalia A. Gorbunova

Аннотация


Николай Яковлевич Мясковский занимал ведущее место в пантеоне советских классиков. В центре внимания статьи – образ Мясковского-композитора, возникающий на страницах журнала «Советская музыка» (официального органа Союза советских композиторов). Проведённый контент-анализ статей 1933–1951 годов позволяет утверждать, что Мясковский представлен в печати советским творцом, «самостоятельно преодолевшим путь перевоспитания». Материалы подтверждают высокий профессиональный статус и авторитет Мясковского, благодаря которому в 1936 и 1948 годы критика его творчества не приобретала резких форм. Выполняя задачу трактовки произведений в духе эстетики соцреализма, музыкальные критики маркировали национальную и идейную основу его творчества через категорию слов, указывающих на демократичность и оптимизм
в музыке. Главная черта Мясковского-композитора – субъективная направленность его творчества (индивидуализм, пессимизм) в рамках бинарной мифологической системы советской эстетики приравнивалась к нонконформизму. В связи с этим мотив борьбы и преодоления стал ведущим при описании творческого пути композитора, придавая его облику героические черты.

Ключевые слова: Николай Мясковский, журнал «Советская музыка», советский композитор, социалистический реализм в музыке, рецептивные исследования, контент-анализ.


Полный текст:

PDF

Литература


Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoy muzyke [1948th Year in Soviet Music]. Moskow: Klassika-XXI, 2010. 455 p.

Vorob'ev I. S. Sotsrealisticheskiy «bol'shoy stil'» v sovetskoy muzyke (1930–1950-e gody): issledovanie [Socialist “Grand Style” in Soviet Music (1930–1950): Research]. St. Petersburg: Kompozitor, 2013. 688 p.

Dobrenko E. A. Formovka sovetskogo pisatelya: Sotsial'nye i esteticheskie istoki sovetskoy literaturnoy kul'tury [The Formation of the Soviet Writer: The Social and Aesthetic Origins of Soviet Literary Culture]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 1999. 557 p. (Sovremennaya zapadnaya rusistika [Modern Western Russian Studies]).

Maksimenkov L. V. Sumbur vmesto muzyki: Stalinskaya kul'turnaya revolyutsiya 1936–1938 gg. [Confusion Instead of Music: The Stalinist Cultural Revolution of 1936–1938]. Moscow: Yuridicheskaya kniga, 1997. 320 p.

Raku M. G. Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Musical Classics in the Myth-making of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.

Fairclough P. Was Soviet Music Middlebrow? Shostakovich’s Fifth Symphony, Socialist Realism, and the Mass Listener in the 1930s. Journal of Musicology. 2018. No. 35 (3), pp. 336–367.

Frolova-Walker M. Russian Music and Nationalism: From Glinka to Stalin. Yale University Press: New heaven and London, 2007. 402 p.

Frolova-Walker M. The Glib the Bland and the Corny an Aesthetic of Socialist Realism. Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/6624165/The_Glib_the_Bland_and_the_Corny_An_Aesthetic_of_Socialist_Realism (23.01.21).

Hakobian L. The Adventures of Soviet Music in the West: Historical Highlights. Patrick Zuk and Marina Frolova-Walker. Russian Music since 1917: Reappraisal and Rediscovery. British Academy Scholarship Online. URL: http://britishacademy.universitypressscholarship.com/view/10.5871/bacad/9780197266151.001.0001/upso- 97801972 66151-chapter-4 (25.04.2018).

Slonimsky N. Writings on Music: Russian and Soviet Music and Composers. Vol. 2. Set. Routledge: New York and London, 2004. 248 p.

Morrison S., Kravetz N. The Cantata for the Twentieth Anniversary of October, or How the Specter of Communism Haunted Prokofiev. Journal of Musicology. 2006. Vol. 23, No. 2, pp. 227–262.

Zuk P. Nikolay Myaskovsky and the “Regimentation” of Soviet Composition: A Reassessment. Journal of Musicology. 2014. No. 31 (3), pp. 354–393.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.223-232

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.