Современная кобызовая школа Казахстана (к проблеме исторических связей и перспектив)

Aigerim A. Karsakbayeva, Raushan K. Jumaniyazova

Аннотация


Кобыз – древний казахский музыкальный инструмент, который получил в ХХІ веке новые
формы бытования, при этом сохранив «кюй» как основной инструментальный жанр. Данная
статья посвящена изучению современной кобызовой исполнительской школы Казахстана.
Актуальность темы связана с необходимостью изучения традиций казахского музыкального
исполнительства на кобызе, осмысления преемственности музыкально-педагогических
связей, выявления индивидуальных особенностей творческого почерка выдающихся
представителей кобызовой школы в контексте процессов всеобщей глобализации
музыкально-исполнительского пространства. Исполнительская кобызовая школа
Казахстана обладает рядом специфических характеристик, обусловленных историческими
обстоятельствами её развития, современными технологиями, новыми течениями и жанрами,
а также особенностями казахстанской системы музыкального образования.
Обозначение ключевых фигур в становлении кобызовой школы позволяет определить
принципиальные различия индивидуальных исполнительских стилей, а также выявить
наиболее проблемные вопросы методики преподавания и нотировки кюев для кобыза.

Ключевые слова: кобыз, традиционный музыкант, казахская музыка, индивидуальный
стиль, исполнительская школа.


Полный текст:

PDF

Литература


Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. V poiskakh predkov skripki [In Search of the Ancestors of the Violin]. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty: Daik-Press, 2002, pp. 513–518.

Valikhanov Ch. Ch. Tengri (bog) [Tengri (God)]. Valikhanov Ch. Ch. Sobr. soch. T. 1 A [Collected Works. Vol. 1A]. Alma-Ata, 1961, pp. 115–116.

Karsakbaeva A. A., Dzhumaniyazova R. K. Problema notirovki muzyki dlya kyl-kobyza v ramkakh razvitiya sovremennoy kobyzovoy shkoly [The Issue of Musical Notation for the Kyl-Kobyz within the Framework of the Development of the Modern Kobyz School]. Pedagogika i psihologiya [Pedagogy and Psychology]. Almaty, 2018. No. 4 (37), pp. 162–168.

Omarova G. N. Kazakhskiy kyuy: kul'turno-istoricheskiy kontekst i regional'nye stili: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Kazakh Kyui: The Cultural and Historical Context and Regional Styles: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Tashkent, 2011. 46 p.

Utegalieva S. I. Kazakhskiy kyl-kobyz i mongol'skiy morinkhur: opyt sravnitel'no-tipologicheskogo izucheniya [The Kazakh Kyl-Kobyz and the Mongolian Morinhur: An Attempt of Comparative Typological Study]. Muzykovedenie [Musicology]. 2010. No. 6. 2010, pp. 35–36.

Uzbekova D. I. Kazakhskaya kobyzovaya traditsiya v tvorchestve sovremennykh kompozitorov dlya kobyz-primy i skripki: magisterskaya dis. [The Kazakh Kobyz Tradition in the Works of Modern Composers for the Kobyz Prima and the Violin: Master’s Thesis]. Almaty, 2016. 36 p.

Amanzhol B. Musical Instruments of Tengrianism. Paper Presented at the «Musical Geographies of Central Asia» International Conference of the Middle East and Central Asia Music Forum. London, 2012. 16 p.

Kosbasarov B. Қobyz өnerі [The Art of the Kobyz]. Almaty: All & Company, 2016. 225 p. (In Kazakh)

Zhumabekov A. Қyl қobyzғa arnalғan hrestomatiya [Chrestomathy for the Kobyz]. Almaty: Bіlіm, 2012. 240 p. (In Kazakh)




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.217-224

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.