Духовность в аспекте искусства

Polina S. Volkova, Viktor I. Shakhovsky

Аннотация


В центре статьи – духовность как надприродный феномен, реализуемый посредством смыслообразования. Решая в рамках полипарадигмальности вопрос о двойственном характере языка, авторы постулируют мысль о том, что в случае индивидуальной информационной системы как самоорганизующегося природного механизма язык предстаёт в качестве продукта деятельности, будучи средством коммуникации. Напротив, в случае индивидуальной концептуальной системы, актуализируемой посредством организации системы информационной, язык являет собой деятельность, выступая в качестве средства мышления. При этом в обоих случаях особая роль отводится эмотивности – лингвистической категории, обусловливающей мотивацию значения и формы. Обращаясь к визуальной поэзии, авторы демонстрируют принципиальное несовпадение анализа художественного произведения, рассматриваемого с позиции продукта деятельности, и анализа того же художественного произведения как деятельности (мыследеятельности). Если установка на готовый продукт обеспечивает авторскому высказыванию статус монолога (коммуникативное воздействие), то установка на деятельность инициирует состоятельность гармонизирующего диалога (коммуникативное взаимодействие) как опыта по согласованию противоречий, возникающих между автором и читателем. Высказывается гипотеза: аналогично тому, как бессмыслица выступает маркёром бездуховности, смыслообразование коррелирует с духом. Отталкиваясь от двойственной природы человека, отмеченной биологическим (материальное) и социальным (духовное) измерениями, авторы осуществляют опыт экзегетики таких символов Ветхого и Нового заветов, как древо познания добра и зла, крест, триединство Отца, Сына и Святого Духа.

Ключевые слова: язык как система, эмотивность, биологическое (материальное) и социальное (духовное) измерение человека.


Полный текст:

PDF

Литература


Avgustin Blazhennyy. O grade Bozhiem [St. Augustine. The City of God]. Minsk: Kharvest; Moscow: AST, 2000. 1296 p.

Bakhtin M. M. Problema soderzhaniya, materiala i formy v slovesnom khudozhestvennom tvorchestve [The Issue of Content, Material and Form in Verbal Artistic Creativity]. Bakhtin M. M. Raboty 1920-kh godov [Mikhail Bakhtin. Works of the 1920s]. Kiev, 1994, pp. 257–318.

Wagner R. Palomnichestvo k Betkhovenu [A Pilgrimage to Beethoven]. Wagner R. Izdannyye raboty [Wagner Richard. Published Works]. Compilation and commentaries by I. A. Barsova, S. A. Osherov; introductory article by A. F. Losev. Moscow, 1978, pp. 85–106.

Volkova P. S. Nauchnaya shkola L. P. Kazantsevoy: opyt desyatiletiya [The Musicological School of Liudmila Kazantseva: The Experience of a Decade]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 90–101. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.4.090-101.

Volkova P. S. Chelovek i tekst: k voprosu ob izomorfizme [The Human Being and the Text: Concerning the Question of Isomorphism]. Nauchnyy potentsial vuza – proizvodstvu i obrazovaniyu: sb. mat. I Mezhd. nauch.-prakt. konf. [The Scholarly Potential of the University – Production and Education: A Compilation of Materials of the First International Scholarly-Practical Conference]. Armavir: Armavir State Pedagogical University, 2019, pp. 258–264.

Volkova P. S. Smert' kak sotsiokul'turnyy fenomen: monografiya [Death as a Socio-Cultural Phenomenon: Monograph]. Saratov: Saratov State Conservatory, 2019. 80 p.

Daniel' S. M. Termin i metafora v interpretatsii zhivopisnogo proizvedeniya [Terms and Metaphors in the Interpretation of Painting]. Sovetskoe iskusstvoznanie [Soviet Art Criticism]. Vol. 20. 1986, pp. 255–269.

Efimova I. V. O «dukhovnoy muzyke» i o dukhovnosti v muzyke [About “Spiritual Music” and Spirituality in Music]. MUSIQI DÜNYASI (Mir muzyki) [MUSIQI DÜNYASI (The World of Music)]. No. 1 (54). Baku, 2013, pp. 92–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20916075 (12.09.2015).

Kaydakov S. V. Dary Prometeya [The Gifts of Prometheus]. Chelovek [The Human Being]. 2001. No. 6, pp. 42–53.

Komarnitskaya O. V. Issledovaniya po sovremennoy muzyke v nauchnoy shkole Valentiny Kholopovoy / Research Works in Contemporary Music in the Musicological School of Valentina Kholopova. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 49–69. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.049-069.

Medushevskiy M. M. Dukhovnyy analiz muzyki [A Spiritual Analysis of Music]. Moscow: Kompozitor, 2016. 630 p.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'nogo teksta (o razrabotkakh problemnoy nauchno-issledovatel'skoy laboratorii muzykal'noy semantiki) [The Semantic Analysis of a Musical Text (on the Development of the Problem Orientated Laboratory of Musical Semantics)]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 31–43.

Shakhovskiy V. I., Volkova P. S. Smysl kak psikho- i sotsiolingvisticheskiy fenomen [Meaning as a Psycho- and Sociolinguistic Phenomenon]. Mir lingvistiki i kommunikatsii: elektronnyy nauchnyy zhurnal [The World of Linguistics and Communication: Electronic Scientific Journal]. 2019. No. 4 (58), pp. 1–26. URL: http:// www.tverlingua.ru (25.20.2020).

Shakhovskiy V. I. Lingvisticheskaya teoriya emotsiy [A Linguistic Theory of Emotions]. Moscow: Gnozis, 2008. 416 p.

Shuman R. O muzyke i muzykantakh: sobranie statey. V 2 t. T. 2-B [Schumann R. On Music and Musicians: Compilation of Articles. In 2 Vols. Vol. 2-B]. Moscow: Muzyka, 1979. 294 p.

Shchedrovitskiy G. P. Izbrannye raboty [Selected Works]. Moscow: Shkola kul'turnoy politiki, 1995. 800 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.187-198

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.