Специфика самореализации подростков с музыкальным типом одарённости

Sergei I. Kudinov, Zulfiya R. Khayrova, Olga В. Mikhailova, Stanislav S. Kudinov, Irina B. Kudinova

Аннотация


В современном обществе всё больше требований предъявляется к организации всесторонней поддержки одарённых детей. На государственном уровне создаются различные целевые программы, специализированные центры дополнительного образования, направленные на развитие одарённости. Музыкальное образование всесторонне способствует развитию личности, особенно в период взросления. В статье представлен анализ характерных проявлений самореализации подростков с музыкальным типом одарённости. Цель проведённого исследования – выявить специфические характеристики формирующейся самореализации подростков, успешных в музыкальной деятельности. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 92 человека (46 юношей и 46 девушек) в возрасте 16–17 лет, занимающихся музыкой в специальных образовательных учреждениях на протяжении 7–10 лет. Все респонденты имеют значительные достижения
в овладении музыкальным искусством. Для изучения особенностей самореализации у данной группы использовался «Многомерный опросник самореализации личности», разработанный профессором Сергеем Кудиновым в рамках полисистемной концепции личности. Результаты эмпирического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу, математико-статистической обработке. Проведённое исследование выявило специфику самореализации подростков с музыкальной одарённостью. Оно позволяет специалистам образовательных организаций разработать технологии по организации психолого-педагогического сопровождения молодёжи с учётом специфики проявлений самореализации в данном возрастном периоде развития личности.

Ключевые слова: творческая одарённость, подростковый возраст, музыкальная одарённость, корреляционная плеяда, самореализация.


Полный текст:

PDF

Литература


Akimova A. R. Individual'no-tipologicheskie osobennosti razvitiya muzykal'nykh, khudozhestvennykh i intellektual'nykh sposobnostey u detey doshkol'nogo vozrasta [Individual-Topological Features of Development of Musical, Artistic and Intellectual Abilities among Pre-School Age Children]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 139–149. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.139-149.

Grushetskaya I. N., Shcherbinina O. S. Vzaimodeystvie odarennykh shkol'nikov s mikrosotsiumom kak uslovie ikh sotsial'nogo razvitiya [The Interaction of Gifted Children with the Micro-Community as a Condition for their Social Development]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects for Scholarship and Education]. 2018. No. 5 (53), pp. 136–144. DOI: 10.32744/pse.2018.5.15.

Kudinov S. I. Polisistemnaya kontseptsiya samorealizacii lichnosti [The Poly-Systemic Concept of Self-Realization of the Personality]. Dizayn i Tekhnologii [Design and Technology]. 2014. No. 41 (83), pp. 114–120.

Kudinov S. I., Aybazova S. R. Subyektnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti [The Subjective Determination of the Self-Realization of Personality]. Akmeologiya [Acmeology]. 2015. No. 2 (54), pp. 90–98.

Kudinov S. I., Kudinov S. S. Vzaimosvyaz' samorealizatsii i initsiativnosti lichnosti [The Interrelation of Self-Realization and the Initiative of Personality]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve [The Psychology of Education in a Multicultural Space]. 2015. No. 1, Vol. 1 (29), pp. 105–113.

Kudinov S. I., Imamberdieva N. M., Ernazarova D. Psikhologicheskie osnovy samorealizatsii kar'ernykh orientatsiy rossiyskikh i serbskikh studentov [Psychological Bases of Self-Realization of Career Orientations of Russian and Serbian Students]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki [Contemporary Scholarship: Relevant Issues of Theory and Practice]. 2019. No. 6 (93), pp. 61–68.

Kudinov S. I., Khayrova Z. R. Issledovanie individual'no-tipologicheskikh osobennostey podrostkov s razlichnymi vidami odarennosti [Research of Individual Typological Particularities of Adolescents With Various Types of Giftedness]. Chelovecheskiy kapital [The Human Capital]. 2020. No. 2 (134), pp. 173–179. DOI: 10.25629/HC.2020.02.17.

Kulagina I. V. Vliyanie tvorcheskoy samorealizatsii na sotsial'no- psikhologicheskuyu adaptatsiyu studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The Impact of Artistic Self-Realization on the Social and Psychological Adaptation of Students: Thesis of Dissertation for the Degree of Psychological Sciences]. Moscow, 2011. 23 p.

Meshkova N. V. Zarubezhnye issledovaniya odarennosti: sotsial'no-psikhologicheskiy aspekt [Research of Academic Giftedness in Studies Outside of Russia: The Social-Psychological Aspect]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern Psychology Outside of Russia]. 2015. Vol. 4, No. 1, pp. 26–44. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (25.06.2020).

Popova L. V. Obrazovatel'nye programmy dlya odarennykh detey v stranakh Evropy [Educational Programs for Gifted Students in European Countries]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Scholarship and Education]. 2009. No. 4, pp. 101–114.

Khazova S. A., Smirnov V. A. Opyt realizatsii programmy razvitiya lichnostnykh resursov dlya odarennykh starsheklassnikov v ramkakh psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya protsessa sotsializatsii [An Attempt of Realizing the Program of Development of Personal Resources within the Frameworks of Psychological-Pedagogic Maintenance of Socialization Process]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. [Herald of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-Kinetics]. 2017. No. 5, pp. 39–43.

Čotar Konrad S., Kukanja Gabrijelčič M. Professional Competences of Preschool Teachers for Working with Gifted Young Children in Slovenia. Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2015. Vol. 3 (2), pp. 65–78. DOI: 10.17478/JEGYS.2015214279.

Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are High-IQ Students more at Risk of School Failure? Intelligence. 2018. Vol. 71, pp. 32–40. DOI: 10.1016/j.in-tell.2018.09.003.

Kudinov S. I., Kudinov S. S., Kudinova I. B. & Mikhailova O. B. The Role of Persistence in Students’ Self-realization. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. 5 (2), pp.19–26. DOI:10.5937/IJCRSEE1702019K.

Robinson N.M. The Social World of Gifted Children and Youth. Handbook of Giftedness in Children: Psychoeducational Theory, Research and Best Practices. New York: Springer, 2008, pp. 33–51.DOI: 10.1007/978-0-387-74401-8_3.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.192-203

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.