Роль экранных изображений в музыкальных перформансах Мередит Монк

Vasily Yu. Kiseyev

Аннотация


В статье охарактеризованы перформансы Мередит Монк – современного американского
композитора, одного из зачинателей и идеологов перформативного движения, – в которых
концептуальную роль играют экранные изображения. Автор рассматривает специфику
перформанса как формы представления, являющуюся, в отличие от академического спектакля
c завершённым текстом, открытым художественным событием. В нём зритель становится
непосредственным участником действия, взаимодействует с исполнителями, осуществляет
ментальное конструирование содержания сочинения. Для исследования важно, что в своих
перформансах Мередит Монк повергает зрителя в лиминальное – кризисное состояние,
чему способствует стремление автора к разрушению соотношения между эстетической и
социальной сферами. С помощью сопоставления фактов из реальной действительности,
а также благодаря суггестивным свойствам музыки и видеоизображений, композитор
открывает для реципиента возможность взглянуть на знакомые реалии действительности
под особым углом зрения, самостоятельно провести параллели между разрозненными
ситуациями, прочувствовать в рамках эстетического опыта острые социальные проблемы,
либо пережить определённые жизненные ситуации. В статье акцентируется внимание на
том, что в музыкальных перформансах Монк экранные изображения не только формируют
дополнительную реальность, но и с помощью ассоциаций отсылают зрительское сознание
к происходящим в реальной жизни событиям и таким образом создают смысловое поле
сочинения.

Ключевые слова: современная музыкальная культура, музыкальный перформанс,
экранные изображения, Мередит Монк.


Полный текст:

PDF

Литература


Kiseev V. Yu. Muzykal'nyy teatr Meredit Monk: traditsii i novatorstvo [The Musical Theater of Meredith Monk: Traditions and Innovation]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2017. No. 3, pp. 60–64.

Kiseeva E. V. Performans kak forma predstavleniya muzykal'no-khoreograficheskogo iskusstva vtoroy poloviny XX veka [Multimedia Performance as a Form of Presenting the Art of Music and Choreography in the Second Half of the 20th Century]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 3, ppp. 50–55. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.050-055.

Fisher-Likhte E. Estetika performativnosti [Fischer-Lichte E. The Aesthetics of Performativity]. Translation from the German by N. Kandinskaya; under the general editorship of D. Trubochkin. Moscow: Play & Play, Kanon +, 2015. 376 p.

Banes S. The Art of Meredith Monk. Performing Arts Journal. 1978. Vol. 3, No. 1, pp. 3–18.

Bremser M., Sanders L. (ed.) Fifty Contemporary Choreographers. London: Routledge, 1999. 224 p.

Enright R. The Voice of Moving Meditation. An Interview with Meredith Monk. Bordercrossings. 2016. No. 140. URL: https://bordercrossingsmag.com/article/the-voice-of-moving-meditation (11.06.2020).

Jowitt D. Meredith Monk. Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 1997. 213 p.

Schechner R. Performance Theory. London and New York:: Routledge, 2004. 432 p.

Smithner N. P. Meredith Monk: Four Decades by Design and by Invention. TDR: The Drama Review. 2005. Vol. 49, Issue 2, pp. 93–118.

Turner V. Variations on a Theme of Liminality. Secular Rites. Assen, 1977, pp. 36–52.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.077-085

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.