Ограничение как творческий принцип в вокальном цикле Ханса Абрахамсена «Let me tell you»

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В центре внимания статьи – вокальный цикл датского композитора Ханса Абрахамсена
«Let me tell you» (2013), написанный на тексты из одноимённого романа Пола Гриффитса.
Сочинение рассматривается сквозь призму особого творческого принципа, инициированного
улипианской стратегией писателя, который ограничил вербальное пространство своей книги
483 словами, произнесёнными Офелией в шекспировском «Гамлете». Приём «формальных
ограничений» оказался созвучен поэтике композитора.
Исследуются многоуровневые связи текста и музыки, выявляются ключевые образы
вокального цикла, раскрываются особенности драматургии сочинения. Особое внимание
сосредоточивается на анализе музыкального материала, композиционной структуре и
технике. В цикле находит отражение синтез старинных (обращение к стилю concitato,
к традициям техники cantus firmus) и новейших (репетитивность, аддиция, субтракция)
приёмов композиционного письма. Действие принципа ограничения прослеживается
в опоре на избранную интервалику (октавы, квинты и большие терции в песнях No 1, No 4,
No 6), выстраивании композиции на одной мелодической модели, в качестве которой выступает
нисходящий гексахорд, в применении палиндромных конструкций и использовании числовых
рядов. В ходе анализа выявляется интонационно-тематическая связь номеров цикла,
показывается, каким образом осуществляется комбинация и преобразование исходного
материала, предлагается смысловая интерпретация структурных конверсий, проводятся
параллели с литературными экспериментами.

Ключевые слова: музыка ХХI века, Ханс Абрахамсен, Пол Гриффитс, «Let me tell you»,
УЛИПО, формальные ограничения, аддиция, субтракция.


Полный текст:

PDF

Литература


Bonch-Osmolovskaya T. Literaturnye eksperimenty gruppy «ULIPO» [The Literary Experiments of the Group of “Oulipo”]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. 2002. No. 5 (57), pp. 246‒270.

Kislov V. Oni nazyvali eto – ULIPO [They Called It “Oulipo”]. Mitin zhurnal [Mitin Journal]. 1997. No. 54, pp. 168‒219.

Sokolov A. S. Vvedenie v muzykal'nuyu kompozitsiyu XX veka [Introduction to 20th Century Musical Composition]. Moscow: Vlados, 2004. 231 p.

Stravinskiy I. F. Dialogi. Vospominaniya, razmyshleniya, kommentarii [Dialogues. Memories, Reflections, Commentaries]. Leningrad: Muzyka, 1971. 416 p.

Abrahamsen H. Schnee: Programme Note. URL: http://www.musicsalesclassical.com/composer/work/1/34990 (18.01.2020).

Beyer A. Hans Abrahamsen. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition. London: Macmillan Publishers, 2001.

Esposito V. S. Ophelia in 483 Words: A Conversation with Paul Griffiths. Music & Literature. 2016. No. 7. URL: https://lithub.com/writing-a-novel-limited-to-the-483-words-spoken-by-ophelia (18.01.2020).

Griffiths P. Hans Abrahamsen. URL: http://www.musicsalesclassical.com/composer/short-bio/Hans-Abrahamsen (18.01.2020).

Robin W. Hans Abrahamsen: Fame and Snow Falling on a Composer. URL: https://www.nytimes.com/2016/03/13/arts/music/hans-abrahamsen-fame-and-snow-falling-on-a-composer.html (18.01.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.015-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.