Временная структура сюжета оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки как фактор идейно-художественной целостности
Аннотация
Исследование художественного мира оперного жанра необходимо включает в себя
анализ временной структуры сюжета. Через сценические ситуации и вербальный текст
репрезентируются различные временные модусы оперного сюжета. Фигурирующие в прямом
или косвенном виде, они разными способами формируют некоторые важные смысловые
слои сюжетного пространства оперы. Исследование идейной и структурной организации
художественного времени, представленного в сюжете оперы «Жизнь за царя» Михаила
Глинки, является целью настоящей статьи. Выделяются основные временные линии сюжета,
идентифицируемые в соответствии с ситуационным контекстом и сюжетно-функциональным
статусом персонажей. Выявляется типологическое разнообразие временных форм,
устанавливается смысловая взаимосвязь сюжетно-временных линий, идейные и знаковые
функции временных модусов. Исследование проводится в опоре на методы филологического
и семантического анализа текста, что позволяет обнаружить глубинные смысловые слои
сюжетного времени оперы. Типологическое и функциональное многообразие временных
линий способствует формированию целостности и многомерности временного континуума
сюжета оперы. Он выступает в роли модели национально-исторического «чувства времени».
Автор приходит к выводу о системном идейном единстве временного универсума сюжета
оперы, являющего собой значимый сегмент художественной картины мира произведения.
Ключевые слова: Михаил Глинка, опера «Жизнь за царя», художественный мир,
художественное время, сюжет.
Полный текст:
PDFЛитература
Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Artistry]. Comp. by S. G. Bocharov. 2nd Ed. Moscow: Iskusstvo, 1986. 445 p.
Bashlyar G. Poetika prostranstva. [The Poetics of Space]. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. 352 p.
Virolainen M. N. Istoricheskie metamorfozy russkoy slovesnosti [The Historical Metamorphoses of Russian Literature]. St. Petersburg: Amfora, 2007. 495 p.
Zenkin K. V. Muzyka – Eydos – Vremya. A. F. Losev i gorizonty sovremennoy nauki o muzyke [Music – Eidos – Time. Alexei Losev and the Horizons of Modern Music Scholarship]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli [Monuments of Historical Thought], 2015. 446 p.
Levasheva O. N. Mikhail Ivanovich Glinka: monografiya. V 2 t. T. 1 [Mikhail Glinka: Monograph. In 2 Volumes. Vol. 1]. Moscow: Muzyka, 1987. 381 p. (Klassiki muzykal'noy kul'tury [Classics of Musical Culture]).
Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1970. 900 p.
Sevastyanova S. S. Vremya i prostranstvo v ekrannom muzykal'nom teatre [Time and Space in the On-Screen Musical Theater]. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture]. 2013. No. 2, pp. 197–209. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.7.
Sidorova M. A. The Spatial-Temporal Organization of the Text of the Introduction to Mikhail Glinka’s Opera “A Life for the Tsar” in the Context of Russian History]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 34–42. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.034-042.
Spector D. M. Vechnost' prostranstva i vremeni i ikh obrashcheniye [The Eternity of Space and Time and Their Circulation]. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture]. 2016. No. 12, pp. 1631–1638. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.12.2084.
Teoriya literatury: ucheb. posobie. V 2 t. T. 1. Teoriya khudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poetika [The Theory of Literature: Textbook. In 2 Volumes. Vol. 1. Theory of Art Discourse. Theoretical Poetics]. Ed. by N. D. Tamarchenko; N. D. Tamarchenko V. I. Tyupa, S. N. Broytman. 2nd Ed. Moscow: Akademiya, 2007. 512 p.
Demchenko Alexander I. Universal Art Studies: Theory and Practice. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 102–108. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.102–108.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.027-035
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.