Об алеаторике исполнительского процесса в «Антифонах» Сергея Слонимского

Natalia L. Sokolvyak

Аннотация


Статья посвящена струнному квартету Сергея Слонимского «Антифоны» – ярчайшему образцу жанра последней трети XX столетия, обладающему уникальной квартетной фоносферой. Это сочинение положило начало поискам современных отечественных композиторов в русле обновления звучания классического ансамбля, его трактовки как единого тембра с богатейшими колористическими возможностями. Оригинальная концепция опуса, заключённая в сопоставлении звучания во времени и пространстве, воплощается посредством авангардных средств музыкального языка, где существенное место отводится алеаторике. Элемент случайности является важной частью художественного замысла «Антифонов» не только на уровне создания музыкального произведения, но и на этапе его исполнительской реализации. С позиции алеаторики исполнительского процесса автором статьи рассматриваются различные параметры музыкального языка, которые по указанию композитора устанавливаются участниками квартета, а также те компоненты, что относятся к исполнительскому арсеналу: перемещение музыкантов по сцене, интонирование как средство художественной выразительности, организация квантовой ритмики, отдельные приёмы игры и способы звукоизвлечения. С их помощью создаются антифонные звучания квартетного ансамбля с широчайшим спектром сонорных красок и яркими колористическими эффектами, достигается впечатление живой, перманентно меняющейся музыкальной ткани и полной свободы происходящего на сцене. Автор статьи констатирует, что благодаря алеаторике исполнения, присутствующей в «Антифонах», музыканты квартета выступают своего рода соавторами сочинения, каждый раз во время игры создавая его новый вариант. Такого рода акт сотворчества композитора и исполнителей выступает подтверждением того, что музыкальное произведение – это живая материя, способная к множественности исполнительских прочтений.

Ключевые слова: Сергей Слонимский, «Антифоны», струнный квартет, алеаторика, исполнительский процесс, инструментальное исполнительство.


Полный текст:

PDF

Литература


Al'fredu Shnitke posvyashchaetsya: k 65-letiyu so dnya rozhdeniya [Dedicated to Alfred Schnittke: Towards the 65th Anniversary of his Birth]. Comp. by V. Gorlinskiy, E. Dolinskaya, A. Kazurova. Moscow, 1999. Issue 1. 198 p.

Dolinskaya E. B. Muzykal'naya galaktika Sergeya Slonimskogo [The Musical Galaxy of Sergey Slonimsky]. St. Petersburg: Kompozitor, 2018. 360 p.

Kogoutek Ts. Aleatorika i muzyka tembrov [Kohoutek Ctirad. The Aleatory Technique and the Music of Timbres]. Tekhnika kompozitsii v muzyke XX veka [Technique of Composition in 20th Century Music]. Moscow: Muzyka, 1976, pp. 236–254.

Kyuregyan T. S. Aleatorika [The Aleatory Technique]. Teoriya sovremennoy kompozitsii: ucheb. posobie [Theory of Modern Composition: Textbook]. Ed. by V. S. Tsenova. Moscow: Muzyka, 2005, pp. 412–430.

Pereverzeva M. V. Aleatornye formy i traditsionnye printsipy organizatsii [Aleatory Forms and Traditional Principles of Organization]. Philarmonica: International Music Journal. 2018. No. 2, pp. 1–17.

Sergey Slonimskiy – sobesednik [Sergei Slonimsky – Interlocutor]. Ed. by E. B. Dolinskaya. 2nd Edition, Revised and Enlarged. St. Petersburg: Kompozitor, 2015. 196 p.

Slonimskiy S. M. Razdum'ya o tret'em avangarde i putyakh sovremennoy muzyki (zametki kompozitora) [Reflections on the Third Avant-garde and the Paths of Modern Music (Composer Notes)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2014. 16 p.

Kholopova V. N. Rossiyskaya akademicheskaya muzyka posledney treti XX – nachala XXI vekov (zhanry i stili) [Russian Academic Music of the Last Third of 20th Century and the Beginning of the 21st Century (Genres and Styles)]. Moscow, 2015. 226 p.

Edison Denisov i Sergey Slonimskiy: perepiska (1962–1986) [Edison Denisov and Sergei Slonimsky: Correspondence (1962 to 1986)]. Publication by E. Kuprovskaya and R. Slonimskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 2017. 180 p.

Clarke D. Defining Twentieth – and Twenty-First-Century Music. Twentieth-Century Music: Cambridge University Press. Vol. 14, Issue 3, October 2017, pp. 411–462.

Cope D. New Directions in Music. 7th ed. Long Grove: Waveland Press, 2000. 259 p.

Davidson Jane W., Good James M. M. Social and Musical Coordination between Members of a String Quartet: An Exploratory Study. Psychology of Music. New York, October 2002, pp. 186–201.

Leong D. Experience and Meaning in Music Performance. Journal of Music Theory: Duke University Press. 2015. No. 59 (2), pp. 321–332.

Simms B. R. Music of the Twentieth Century: Style and Structure. New York, London: Schirmer Books, Collier Macmillan Publishers, 1986. 450 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.139-146

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.