Сонификация: как «звучит» ежедневная физическая активность?

Alexei V. Krasnoskulov

Аннотация


Сонификация физической, в том числе ежедневной активности является интенсивно
развивающейся областью научных исследований. Данный проект сконцентрирован на
комплексном способе использования алгоритмической музыки с наличием сюжетной и
композиционной структур – музификации. За основу берутся способы параметрической
сонификации данных – наиболее широко используемой техники, преобразующей
многомерное пространство данных в звук. Различные значения физической активности,
полученные с помощью трекера активности Xiaomi Mi Band, в ходе изучения сонификации
как практической и творческой области науки и искусства, позволили провести несколько
экспериментов, ставящих целью озвучить данные фитнес-браслета таким образом, чтобы
в пределах полученной музыкальной композиции отобразить ежедневную активность
нескольких пользователей. В рамках исследования рассматривались разные способы
преобразования значений фитнес-браслета в музыкальные параметры; ключевой целью
являлось достижение баланса между понятным для слушателя отображением звуковой
информации и музыкальной «привлекательностью» акустического результата. Были
апробированы несколько вариантов параметрического мэппинга, трансформирующих
четырёхмерное пространство значений трекера активности в многомерное пространство
музыкальных параметров – от различных вариантов четырёхмерного до шестимерного.
Последний подход в итоге показался наиболее убедительным с точки зрения целей,
поставленных в настоящем проекте.

Ключевые слова: сонификация, параметрический мэппинг, интерактивность, звуковое
отображение информации.


Полный текст:

PDF

Литература


Krasnoskulov A. V. Muzyka i dopolnennaya realnost': na puti k budushchemu [Music and Reality: on the Path to the Future]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2018. No. 4, pp. 80–86.

Barrass S., Schaffert N., Barrass T. Probing Preferences between Six Designs of Interactive Sonifications for Recreational Sports, Health and Fitness. Proceedings of ISon 2010, 3rd Interactive Sonification Workshop. 2010, pp. 23–29.

Beilharz K., Ferguson S., Song H. J., Cabrera D. An Interactive Approach For Teaching Information Sonification. Proceedings of the 12th International Conference on Auditory Display. 2006, pp. 164–171.

Brown L. M., Brewster S. A., Ramloll R., Burton M., Riedel B. Design Guidelines for Audio Presentation of Graphs and Tables. The 9th International Conference on Auditory Display. 2003, pp. 284–287.

Dubus G. Interactive Sonification of Motion: Design, Implementation and Control of Expressive Auditory Feedback with Mobile Devices: Doctoral Thesis. KTH School of Computer Science and Communication. Stockholm, Sweden, 2013. 33 p.

Flowers J. H. Thirteen Years of Reflection on Auditory Graphing: Promises, Pitfalls, and Potential New Directions. Proceedings of the First Symposium on Auditory Graphs. 2005, pp. 406–409.

Neuhoff J. G., Kramer G., Wayand J. Pitch and Loudness Interact in Auditory Displays: Can the Data Get Lost in the Map? Journal of Experimental Psychology. 2002. Vol. 8. No. 1, pp. 17–25.

Schaffert N., Mattes K., Effenberg A. O. A Sound Design for the Purposes of Movement Optimisation in Elite Sport (Using the Example of Rowing). Proceedings of the 15th International Conference on Auditory Display. 2009, pp. 72–75.

The Sonification Handbook. Comp. by T. Hermann usw. Berlin, Germany: Logos Publishing House, 2011. 586 p.

Walker B., Kramer G. Ecological Psychoacoustics and Auditory Displays: Hearing, Grouping, and Meaning Making. Ecological Psychoacoustics. 2004, pp. 150–175.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.111-119

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.