Семантические преобразования в музыкальной теме клавирных сонат Доменико Скарлатти

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация


Общая установка исследований семиотического направления российского музыкознания
и, в частности, Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института
искусств основана на признании музыки частью коммуникативной художественной системы
(http://lab-ms.narod.ru/index/0-32).
Устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями, часто
встречающиеся в текстах и именуемые семантическими фигурами, являются носителями
музыкального смысла. Они опредмечиваются через ассимиляцию внемузыкальных
явлений и признаков внешнего мира и, включаясь в музыкальный текст, организуют
знаково-метафорический механизм музыкального высказывания. Изучение механизма
семантических трансформаций интонационной лексики особенно важно на уровне
музыкальной темы, поскольку мигрирующие из текста в текст интонационные
формулы выявляют «генетический код» произведения, конкретизируют семантические
представления исполнителя и слушателя.
В клавирных сонатах Доменико Скарлатти мигрирующие интонационные формулы
встречаются наиболее часто на уровне музыкальной темы. Именно этот сегмент текста
у многих композиторов является, по словам Марка Арановского, «предметом повышенной
семантической концентрации».

Ключевые слова: Доменико Скарлатти, клавирные сонаты Доменико Скарлатти,
семантические трансформации музыкального языка, Лаборатория музыкальной семантики.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.

Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p'es detskogo fortepiannogo repertuara [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: An Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2007. 42 s.

Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.

Morein K.N. Acoustic Images of Musical Instruments in D. Scarlatti’s Clavier Sonatas. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 165–170. (In Russ.)

Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal'noy kompozitsii [The Logic of the Musical Composition]. Moscow: Kompozitor, 1982. 319 p.

Repina K. N. The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenigo Scarlatti. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 194–203. (In Russ.)

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1994. 24 p.

Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noy nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 18–26. (In Russ.)

Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti [Semantic Processes in the Thematism of Sonatas by Domenico Scarlatti]. Ufa: Ufa State Institute of Arts, 1998. 60 p.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.

Curry B. Valency-Actuality-Meaning: A Peircean Semiotic Approach to Music. Journal of the Royal Musical Association. 2017. Vol. 142, Issue 2, pp. 401–443. DOI: 10.1080/02690403.2017.1361177.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI:10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.087-096

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.